Поделиться "Ренэ Герра. Моя Ремизовиана"
2,037 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Ренэ Герра (Франция). Филолог-славист, коллекционер
Впервые, в 1960-е годы, я открыл для себя чародея слова — писателя Алексея Ремизова. Для меня откровением были его книги «Подстриженными глазами», «Мышкина дудочка» и «Огонь вещей». А чуть позже вторым открытием стал Ремизов-художник, его рисунки, выполненные чёрной тушью, коллажи с фольгой и рукописные иллюстрированные альбомы. Я сразу понял уникальность этой личности, неподражаемого рисовальщика и мастера каллиграфии.
В конце1969 года состоялась знаменательная и совершенно случайная встреча, но, как известно, нет ничего случайного — она для меня многое предрешила. Будучи ещё аспирантом Сорбонны, я случайно познакомился с Глебом Владимировичем Чижовым (1892-1986) в его такси. Жил он в XV округе, населённом тогда многими бело эмигрантами, на улице Ла- кретель-Пролонже рядом с русской православной церковью «Введения во храм Пресвятой Богородицы» при Русском студенческом христианском движении (РСХД). Именно в этом округе в 1930-е годы появилось «Общество взаимопомощи русских шофёров», председателем которого он стал в 1935 году, а ещё раньше, в 1926 году, русские таксисты создали свой профсоюз «Объединённый Союз русских шофёров» и проводили свои заседания на улице Фондари в ресторане «Якорь» князя Репнина. В Париже и пригородах было тогда больше трёх тысяч русских шофёров. Уместно напомнить, что с 1928 по 1952 год ночным таксистом работал писатель Гайто Газданов (1903-1971), автор романов «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Ночные дороги». Был етцё один известный франко-русский писатель, шофёр такси, мой покойный друг Яков Николаевич Горбов (1896-1981), который за роман «Осуждённые» чуть не получил Гонкуровскую премию, но был удостоен «Премии четырёх жюри» (Prix des Quatre Jurys) в 1954 году.
Небольшая двухкомнатная квартира Г. В. Чижова напоминала музей, в ней висели работы А. Бенуа, М. Добужинского, Н. Гончаровой, Б. Григорьева, Н. Зарецкого… Поражали воображение полки с книгами, подобранными истым знатоком и библиофилом. Он первый показал мне рукописные альбомы Ремизова, в том числе «О происхождении моей книги о табаке — „Что есть табак“», которую он издал для библиофилов тиражом 100 нумерованных экземпляров в мае 1983 года. В своём кратком вступлении публикатор пишет о том, как возник в 1945-1946 годах этот ремизов- ский «Рассказ о рассказе», и о своей дружбе с писателем: «Я познакомился с ним в 1933 году в Париже и эта встреча оставила во мне самый глубокий след на всю жизнь. Вскоре наше знакомство перешло в искреннюю и крепкую дружбу…». Об этих близких отношениях свидетельствуют десятки писем и открыток А. Ремизова, которые я, среди прочего, приобрёл у Глеба Владимировича в середине 1970-х годов.
Г. В. Чижов — певец, композитор, автор русских романсов под псевдонимом Г Холмский. После войны почти ежегодно устраивал сольные вечера романсов в Консерватории им. С. Рахманинова. Глеб Владимирович также неплохо рисовал и в 1971 году любезно предложил сделать мой экслибрис. Работал он за рулём до глубокой старости, бросил баранку, когда ему было уже за восемьдесят. Чижов, которого Ремизов называл «обезьяньим куафёром и музыкантом», неоднократно упоминается в «Мышкиной дудочке» (Париж, 1953), а также в книгах верных покровительниц Ремизова Н. В. Кодрянской «Алексей Ремизов» (Париж, 1959), «Ремизов в своих письмах» (Париж, 1977) и Н. В. Резниковой «Огненная память» (Беркли, США, 1980).
Из близкого круга друзей Ремизова я, волею судьбы, дружил со многими: Б. К. Зайцев, Г. В. Адамович, В. В. Вейдле, Ю. К. Терапиано, В. С. Варшавский, В. А. Мамченко, Б. Б. Сосинский, Ю. П. Иваск, С. М. Лифарь, С. Р. Эрнст, П. Паскаль, Ю. П. Анненков, Н. И. Исцеленнов, С. И. Шаршун, Д. А. Соложев, Е. Ф. Рубисова, В. И. Лурье, 3. А. Шаховская, Г. Н. Кузнецова, Е. Л. Таубер, С. Ю. Прегель, А. А. Горская, Т. А. Величковская, О. Н. Можайская-Емельянова, Π. Е. Ковалевский, Н. И. Ульянов, Н. В. Кодрянская, Н. В. Резникова. Сколько интересного и любопытного они мне рассказывали о А. М. Ремизове! Они же поощряли моё увлечение Ремизовым и дарили мне его книги с дарственными надписями, обезьяньи грамоты, письма, фотографии, рисунки…
Известно, что на рукописно-рисовальные упражнения Ремизова обратили внимание художники: А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, Б. П. Кустодиев, А. Я. Головин, H. С. Гончарова, Μ. Ф. Ларионов, а М. В. Добужинский, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, С. В. Чехонин, Н. К. Рерих, Ю. П. Анненков, В. Н. Масютин, А. М. Арнштам, Н. И. Исцеленнов, Н. В. Зарецкий, Б. Н. Гроссер даже делали обложки или иллюстрации для его книг.
В дневнике 1956 года Ремизов записал: «Иван Альбертович Пуни единственный из художников по-настоящему интересовался моими многомерными рисунками». Через Пуни ремизовский рисунок появился в художественном журнале «Das Kunstblatt» (august-heft, Berlin 1925). В 1927 году в Берлине в известной галерее Герварта Вальдена «Der Sturm» состоялась выставка его рисунков. В 1933 году в Париже в галерее «L’Epoque» на выставке «Рисунки французских и русских художников», организованной Н. А. Оцупом, главным редактором журнала «Числа», также были представлены его каллиграфические работы. В сентябре того же года в Праге на выставке русских писателей, организованной Н. В. Зарецким в помещении Народного музея, были показаны около тысячи рисунков, рукописных альбомов, грамот и иллюстраций Ремизова к произведениям Достоевского, Гоголя, Тургенева, Лескова.
В книге «Кукха. Розановы письма» (Берлин, 1923) Ремизов пишет: «И скорее всего ученик я Кандинского, и это я понял уже тут, в Берлине, после лекции Ив. Пуни» (речь идет о докладе «Современная русская живопись и русская выставка в Берлине», прочитанном И. Пуни 3 ноября 1922 года в Доме искусств). Гораздо позже в его книге «Пляшущий демон» (Париж, 1949) можно читать: «Я рисовал им „обезьяньи знаки“\ линии, как они сами из себя вылиниваются, по Кандинскому…». О творческих взаимосвязях Ремизова и Кандинского много можно узнать из книги «Rémizov macaronis et autres contes Kandinsky» (Nantes, éditions MeMo, 1998), в которой воспроизведены иллюстрации В. Кандинского к девяти ремизовским сказкам.
Больше 45 лет назад я начал собирать его книги, изданные ещё в России, а потом в эмиграции, — в Ревеле, Берлине, Праге, Париже и Нью-Йорке, литературные журналы, в которых он печатался в России с 1903 года, а позже в эмиграции с 1921 года, пригласительные билеты на его вечера, рисунки, коллажи, портреты, фотографии, рукописи и, конечно, рукописные альбомы.
Первая рукописная иллюстрированная книга, которую я приобрёл у Г В. Чижова, — «Соломония. Русская повесть XVII века о бесноватой Соломонии» (24 рис., 32 с.), Париж, 1935, а позже из разных источников: иллюстрированные альбомы «Доможил-домовой» (Посолонь) (1 рис., 9 с., 1932); «Огневица» (Взвихрённая Русь) (7 рис., 8 с., 1935); «Лютые звери» (Посолонь) (2 рис., 7 с., 1933); «Ладушки» (Сказка) (1 рис., 5 с., 1934);
«Морозные цветы» (Ункрада) (2 рис., 7 с., 1934); «Артамошка и Епифаш- ка» (Посолонь) (1 рис., 8 с., 1934); «Ведьма Коща» (Посолонь) (1 рис., 8 с., 1934); «На воздушном океане» (Учитель музыки) (30 рис., 40 с., 1934); «Книга мёртвых» (Взвихрённая Русь) (33 рис., 39 с., 1934); «Et la fin» (По карнизам) (10 рис., 14 с., 1935), подаренный автором писателю Жану Полану (Jean Paulhan); «Китоврас» (5 рис., 16 с., 1937). Публикуемый в настоящем издании альбом из коллекции Жоржет Энгельгард (Georgette Engelhard), первой жены Рене Шара (René Char), продавался 15 октября 1990 года в Париже на аукционе Отель Друо (Drouot) вместе с рукописью «Смерть Авраама» на французском языке и с открыткой А. Ремизова от 2.09.1939, где он сообщал Р. Шару свой парижский адрес. Я смог его приобрести после ожесточённой борьбы за большие деньги — 33 тысячи франков, тогда как оценка была
6–8 тысяч. На этом же аукционе продавалась редкая книга Рене Шара «Поэмы» с иллюстрациями Никола де Сталя (12 гравюр на дереве, тираж 120 экз., на веленовой бумаге, с подписями автора и художника, Париж, 1952), но, к сожалению, её не смог купить.
Совсем недавно, в октябре этого года, всеми правдами и неправдами приобрёл поистине уникальный рукописный альбом «Зайка» (Посолонь) с текстом на французском языке с тридцатью двумя иллюстрациями (рисунки, акварели, коллажи) в кожаном переплёте и с экслибрисом Жоржа Унье (Georges Hugnet), известного поэта-сюрреалиста, писателя, драматурга,
графика и мэтра переплёта, создателя «Livre-Objet».
О последнем альбоме «Кошки и мышки» (1 рис., 8 с., 1941) с дарственной надписью: «Николаю Александровичу Резникову о его любимом коте весенняя сказка, переписанная в первые осенние дни в нахмуренном Париже. Алексей Ремизов 4. X. 1941 Paris», хочу сказать несколько слов и, тем самым, отдать дань памяти и благодарности Н. А. Резникову (1894-1983), который мне его завещал. Родился он в уездном городе Бирюч Воронежской губернии, окончил Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая, готовился к судейской карьере, но из- за войны пошёл в гардемарины.
Во время Гражданской войны попал в Киев, оттуда в Крым, в декабре 1920 года в составе Русской эскадры на крейсере «Генерал Корнилов» эвакуировался в Бизерту. В Париже был членом Кают-компании морских офицеров и, как многие его сверстники и товарищи по несчастью, стал шофёром такси. Ремизов ему подарил этот рукописный альбом в пергаментном переплете в знак признательности за то, что он возил его бесплатно.
К этому списку надо ещё прибавить рукописный альбом «Реестр о мушках» Константину Андреевичу Сомову переписчик А. Ремизов (С. Петербург, 1907, 2/15 ноября); уникальный альбом «Люди и демоны» (23 рис., 24 с., 1931) с портретами: Б. Сосинского, В. Унковского, В. Зеелера, Н. Оцу- па, И. Лукаша, В. Варшавского, Н. Городецкой, Н. Альтмана, М. Шагала… и гадальные карты Сведенборга (1 рис., 36 карт, 1936).
Ремизов — единственный писатель-эмигрант, который благодаря своему умению, энергии, таланту, в частности, художника, добился признания во Франции, где у него вышло 10 книг в переводе на французский. Он печатался в самых престижных французских литературных и художественных журналах и альманахах (Les Chroniques du Jour, La Revue Européenne, Le Roseau d’Or, La Revue Nouvelle, La Revue Française, Hippocrate, Europe, Mesures, Esprit, La Nouvelle Revue Française, Cahiers G.L.M., Saisons, Cavalcade, La NEF, La Table Ronde, L’Arche, La Licorne, Les Quatre Vents, Cahiers du Sud, Preuves…) рядом с очень известными французскими писателями, такими как Жан Кокто, Франсуа Мориак, Поль Клодель, Альберт Камю, Поль Валери, Андре Бретон, Леон-Поль Фарг, Пьер Жан Жув, Марсель Жуандо, Маргерит Юрсенар, Жак Одиберти, Жан Жионо, Жан По- лан, Рене Шар, Жорж Унье, Марсель Брион, Марсель Арлан…, кстати, два последних написали статьи о Ремизове. Не случайно, а весьма показательно, что в четырёх авторитетных журналах (L’Arche № 22; La Licorne № 3; La Nouvelle Revue Française № 10; Cahiers du Sud № 338) Алексей Ремизов оказался рядом с Рене Шаром.
На сегодняшний день в моей Ремизовиане около тысячи неопубликованных писем: Б. К. Зайцеву, В. А. Зайцевой, Ю. П. Анненкову, В. И. Лурье, Μ. Л. Талову, В. В. Вейдле, С. М. Лифарю, Μ. Л. Гофману, К. В. Мочуль- скому, Н. К. Кульману, М. Н. Кантору, Д. А. Шаховскому, Н. В. Дмитриеву, В. А. Мамченко, А. А. Горской, В. Ф. Зеелеру, В. П. Сияльскому, Б. Г. Пантелеймонову, Т. И. Кристин, А. В. Руманову, С. А. Луцкому, Н. Д. Янчевскому, Е. А. Холмогоровой-Кост, О. Н. Можайской, Π. Н. Сорокину, Т. А. Велич- ковской, Π. Е. Ковалевскому, Д. А. Соложеву, Н. И. Ульянову и др., а также пятьсот книг с дарственными надписями или инскриптами, некоторые украшены оригинальным рисунком на обложке или на титульном листе, — среди них есть книги с его дарственными надписями по-французски И. Гальперину-Каминскому, Б. де Шлёцеру, М. Бриону, А. Бретону, Ж. Полану, М. Арлану…
Материалы, приводимые в данном издании с авторским знаком © René Guerra (кроме портрета А. Ремизова работы С. Залшупина), публикуются впервые.
октябрь 2014
***
Далее публикуется рукописный альбом Алексея Ремизова с текстом легенды о Соломоне и Китоврасе, подаренный писателем Рене Шару в 1937 году.
Ренэ Герра. Моя Ремизовиана.// «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 9, страницы 40-48