Ольга Никитина. «Брат, когда выйдет следующий номер?»

150 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

 

 

 

 

 

Ольга Никитина, ведущая рубрики «Повествовательная проза»

К тому, зачем, альманах Русский Міръ печатает известные электронные тексты

Как-то я прочла обращённое к создателю и редактору альманаха «Искусство войны» Илье Плеханову примерно такое выражение одного «признанного» писа­теля: вас пустили посидеть на углу стола высокой литературы, так и будьте счаст­ливы. В этом вся правда отношения к современной военной прозе, творчеству ветеранов локальных войн, прозревших «правду обмана», каковым на самом деле являются такие войны. Не были они другими и в XIX веке, когда описывал кавказ­ские стычки участник событий, великий писатель Лев Николаевич Толстой. В его «Казаках» и других рассказах эпически широко и спокойно создавалось полотно жизни и смерти на стыке войны и мира, будто вершилось нечто обыденное. Высо­кое и неповторимое виделось писателю лишь в великой простоте принятия смерти русским солдатом. Но уже вставала огромная тема войны и мира — тема как буду­щего романа, так и размышления над этими вечными проблемами яснополянского провидца. Лишь Толстой да небольшая часть общества вместе с ним понимали суть происходящего. Но почти весь читающий русский мир, общественные институты, а также Церковь, включился в обсуждение Анны Карениной, оставив далеко позади кровоточащую кавказскую тему. Она прошла через века и вновь предстала в страш­ном обличим.

И лишь одно не ново: отношение общества к военной теме. Что в XIX, что в XX, что в XXI веке, общество почти едино в своём нежелании знать суть ведущейся войны. Но если Родина беспрерывно воюет, то рядом с мирными гражданами появ­ляется всё больше и больше тех, кто только что вернулся из другой реальности — т. е. с войны. Они стараются попасть в наш ритм, быть как мы, но нам не до них. Хорошо, если они возвращаются целыми, на своих ногах, — а если без рук, без ног, сломленные, да ещё и при полном общественном равнодушии? Зачастую их удел — заключить себя в башню одиночества, чтобы не было невыносимым дальнейшее существование.

И вот неожиданно средством реабилитации для ветеранов последних локаль­ных войн становится самиздат в интернете. Каким был в своё время машинопис­ный самиздат новой, непризнаваемой литературы в 60-е годы XX века. Ветеранские тексты взрослели и поднимались от уровня окопной правды и простых воспомина­ний до настоящей литературы. Литературный мир, переживающий с конца XX века по наши дни немало потрясений и так и не определившийся до конца в своих ценностных приоритетах, ориентирован пока на известные вещи: личный успех, потребности общества, торжество отвлечённых смыслов. Где во всём этом место окопной правде? Тем более что эта правда — зачастую шок для «мирного» общества.

Илья, «заболев» темой военлита, начал издавать альманах «Искусство войны» в 2006 году. За первые два года было выпущено 11 номеров альманаха, на его стра­ницах появились произведения 150 авторов-ветеранов, издание получило премию «Золотое перо Руси». А в декабре 2010 года вышел 18-й, последний номер — и на этом жизнь альманаха с бумажного носителя полностью перешла на электрон­ный. Не потому, что так удобнее — потребность в бумажном варианте и сейчас очень велика, — но нет более сил двум-трём энтузиастам на свои средства выпускать журнал государственного значения. Вклад Ильи Плеханова и его товарищей в исто­рию оказался Родиной не замечен. Вклад в дело реабилитации ветеранов локальных войн — тоже. Конечно, остались интернет-сайты, которые становятся всё более известными. Этот современный «самиздат» — в Сети — несомненный дар военной литературе; но велика Россия — и в адрес бывшего редактора идут многочислен­ные письма из тех мест, где нет и ещё долго не будет Интернета, а бумажная книга по-прежнему в чести у читателя и предмет признания для автора. Только не спешит «высокая» литература с признанием военлита.

И альманаха больше нет. Когда Илья Плеханов спускается в московское метро и видит поющих под гитару ветеранов, собирающих деньги на лечение друга, он не знает, что ответить на простой вопрос: «Брат, когда выйдет следующий номер?» Разве только когда не надо будет больше петь в метро за деньги на лекарства, когда будет соблюдаться простое правило: солдат, послуживший стране, должен получить от неё любовь, уважение и внимание не в виде красивых слов по случаю праздника, а во всякий день жизни, которую резко изменила война.

Публикация рассказов трёх авторов в альманахе « Русский Міръ» — это выраже­ние нашей признательности ветеранам «горячих точек» и поддержка их творчества.

Ольга Никитина. «Брат, когда выйдет следующий номер?» // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 7, страницы 359-360

Скачать текст