Дмитрий Д. Ивашинцов. А. П. Ивашенцов — фотограф

187 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

Дмитрий Ивашинцов. Художник альманаха «Русский міръ», ведущий рубрики «Берег искусств». Родился в 1965 году в Оренбурге. Учился в Ленинградском художественном учи­лище им. В. А. Серова, закончил три курса факультета теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академии худо­жеств). Работал художником-оформителем и дизайнером. С 1989 года участвует в выставках как живописец и график. В 1992 году —художник-декоратор на кино­студии «Ленфильм». В 1993-1994 годах работал художником и дизайнером в Нью- Йорке, сотрудничал с несколькими галереями в разных городах США. Занимается книжной графикой, фотографией, издательскими проектами. С 2004 года — глав­ный дизайнер Международной ассоциации «Русская Культура».

Цветные вкладки к статье Дмитрия Д. Ивашинцова «А. П. Ивашенцов — фотограф»

В 9-м номере альманаха были опубликованы отрывки из «маньчжур­ского дневника» врача и организатора медицины Глеба Александровича Ивашенцова ( 1883-1933), имя которого носит одна из петербургских улиц. Дневниковые записи будущего профессора-инфекциониста от марта-ав­густа 1905 года посвящены тяжёлым страницам Русско-японской войны (на Маньчжурский фронт этой войны молодой Глеб Ивашенцов отправил­ся с санитарными отрядами Красного креста).

Материалы семейного архива навели нас на мысль продолжить публи­кацию настоящим очерком. Темой его стали фотографические занятия отца профессора-медика, Александра Петровича Ивашенцова ( 1857— 1913), человека весьма многостороннего, известного своей деятельностью в различных областях.

Александр Петрович, выпускник Императорского училища право­ведения, с 1878 года занимал судебные должности: сначала в Санкт-Пе­тербурге, после в Новгородской губернии, затем в Петергофе, в Царском Селе, и вновь в самой столице. С 1901 года он являлся членом Санкт-Пе­тербургского Окружного Суда, с 1908 — членом II Гражданского депар­тамента Санкт-Петербургской судебной палаты. За труды был награждён орденами Св. Станислава 3 степени, Св. Анны 3-й и 2-й степеней, Св. Вла­димира 4-й и 3-й степеней, несколькими медалями1. Но более известен А. П. Ивашенцов стал увлечениями, лежавшими далеко за пределами юриспруденции.

Занимался Александр Петрович гребным и парусным спортом, тенни­сом и велосипедом, лыжами и коньками; в 1896 году он был судьёй на Чем­пионате мира по фигурному катанию в петербургском Юсуповском саду. Александр Петрович был создателем до сих пор хорошо знакомой спе­циалистам бескурковой двуствольной винтовки «системы Ивашенцова», выпускавшейся сперва Ижевским, а затем Тульским оружейным заводом. Он состоял действительным или почётным членом нескольких охотни­чьих обществ (Киевского и Рязанского отделов Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, Эстляндского общества любителей охоты и др.)2. Он пользовался извест­ностью в качестве знатока стрелкового оружия и боеприпасов, интересо­вался разведением породистых собак. Александр Петрович был автором ряда книг, статей и докладов об охоте и охотничьем оружии, о собаковод­стве, о велосипедах и велосипедном спорте.

Можно сказать, что в разнообразных его интересах преломлялся дух времени; в них явно просматриваются черты, рисующие среду, атмосфе­ру и эпоху. Одним из главных увлечений Александра Петровича стала фо­тография. О том, с какой основательностью подходил Ивашенцов к фото­графическому делу, говорит книга «Охота с камерой. Фотографирование живой природы», написанная в соавторстве с С. А. Бутурлиным3.

Книга вышла в свет в качестве приложения к журналу «Наша охота» за 1912 год в петербургской типографии В. Я. Милыптейна. Первая часть, «Охота с камерой. Фотографирование живой природы по Чапману и Би- таму», была написана Сергеем Александровичем Бутурлиным (1872-1938). Бутурлин, также юрист по первой профессии, выпускник того же Учи­лища правоведения, работал судебным следователем в Эстонии. В конце 1890-х годов появились его ранние любительские публикации, посвящён­ные птицам Прибалтики; в 1900 году Бутурлин отправился в свою пер­вую научную экспедицию по северу России. Дальнейшие труды сделали С. Бутурлина орнитологом, биологом-систематиком и путешественником с мировым именем.

Александру Петровичу принадлежит вторая часть книги, «Фотогра­фические приборы и процессы для воспроизведения живой природы». «Фотографирование живой природы, — пишет автор, — представляет из­вестные трудности, которые при современных фотографических аппаратах и процессах, хотя и побеждаются, но требуют специальных знаний, при­способлений и подготовки». Начинает он с подробного обзора существо­вавших тогда типов камер с точки зрения их использования для фотогра­фирования живой природы — от пейзажной фотографии до съёмки быстро движущихся объектов. «Стремясь много лет добиться возможно универ­сальной камеры, пригодной для всякого рода съёмок, — делится собствен­ным опытом А. П. Ивашенцов, — я построил при помощи великолепного, бывшего тогда в Петербурге мастера В. Я.Шульца двойную камеру, кото­рая <…> на практике доказала свою пригодность и для художественной и для всякой другой специальной фотографии», — и приводит её деталь­ное описание. Далее идут главы, посвящённые затворам, «стативам» (шта­тивам), объективам, светофильтрам и лабораторному освещению. Глава «Пластинки и плёнки» содержит обзор доступных тогда светочувстви­тельных материалов, затем следуют главы «Съёмка и выдержка» и «Съёмка при искусственном освещении». Отдельно Александр Петрович останав­ливается на цветной фотографии, рассматривая «интерференционный способ француза д-ра Липмана», который, в отличие от прочих извест­ных тогда методов, «даёт действительную передачу цветов», и сравнивает его с более доступным в то время автохромным способом братьев Люмьер и другими подобными технологиями. Заключительные главы посвящены проявке, обработке и хранению негативов, печати позитивов и диапози­тивов, а также увеличению снимков, снятых уже достаточно популярными тогда карманными камерами, и использованию дополнительного обору­дования в полевых условиях.

Как видим, автор внимательно следил за всеми новинками в области фотографии, а глубокие познания стремился использовать на практике. Не шёл ли такой систематический подход к делу, со стремлением к точно­сти и вниманием к деталям, от многолетнего опыта судебной работы?

Собственные, известные нам пейзажные фотографии Александра Петровича сделаны, предположительно, в Петербургской губернии, в рай­оне Луги. Лиричные виды северной природы часто приобретают сюжет­ный характер: разрушенный весенним половодьем мост, рыбак на лодке, крестьянки, собирающие хворост. На нескольких снимках мы видим ухо­дящую вдаль просёлочную дорогу — излюбленный мотив русской пейзаж­ной живописи. Конечно, как фотограф он не ограничивался природой. На сохранившихся снимках мы видим портреты близких, примеры архи­тектурной съёмки, сценки городской и дачной жизни.

Может быть, не случайно фотография стала второй профессией для старшего сына Александра Петровича — Бориса Александровича Ивашенцова (1881-1943). Борис, как и его младший брат Глеб, учился в Ни­колаевской Царскосельской гимназии, где наставником в классах обоих братьев был директор гимназии, поэт Иннокентий Анненский. Позднее Борис, по стопам отца, окончил Училище правоведения, был причислен к Министерству юстиции, работал судебным следователем. Оказавшись в эмиграции, Борис Александрович на полученную ссуду в 1922 году в Кон­стантинополе приобрёл фотоаппарат. О дальнейшей жизни Б. А. Ивашенцова известно не так много, но мы знаем, что в 1930-е годы он работал фотографом при Югославском Королевском дворе в Белграде.

Возвращаясь к фотографическому наследию Александра Петровича, следует особо отметить два великолепных кадра, запечатлевших памятни­ки петербургской архитектуры эпохи модерна, украшающие известную историческую часть бывшей столицы — Петроградскую сторону (см. фото на вклейке).

А. П. Ивашенцов сам достаточно долго жил на Петроградской, тог­да ещё Петербургской, стороне: сперва на Большой Ружейной улице, 24 (ныне улица Мира), а с 1905 года — на Каменноостровском проспек­те, 13. Этот последний дом — доходный дом почётного гражданина К. X. Кельдаля — выходит главным фасадом на площадь, образованную пересечением основной магистрали Петроградской стороны, Камен­ноостровского проспекта, с бывшей Большой Ружейной. Эту площадь (тогда Ружейную, затем безымянную, а ныне Австрийскую) мы и видим на снимке А. П. Ивашенцова перед зданием, в котором поселился сам автор фотографии.

Дом этот был построен крупным мастером петербургского модер­на Василием Васильевичем (Вильгельмом) Шаубом в 1902-1903 годах (он же построил ещё два дома, которые выходят на Австрийскую площадь, образуя один из главных ансамблей петербургского югендстиля).

Богато декорированный доходный дом со всеми возможными на тот момент удобствами, построенный в самой модной тогда части города, был, конечно, рассчитан на состоятельную и респектабельную публику, но сте­ны его видели разное. В конце 1905 года, как раз после переезда туда семьи Ивашенцовых, в одной из квартир располагалась редакция социал-демо­кратической газеты «Начало», руководили которой Л. Троцкий и А. Парвус. Тогда же в доме помещалась и редакция сатирического журнала «Зритель» (издателем его был художник Ю. Арцыбушев, постоянными авторами — Саша Чёрный, С. Чехонин и др.). Среди обитателей, населяв­ших дом в бурном XX веке, можно назвать архитектора В. А. Щуко: многие знаковые памятники архитектуры Москвы и Ленинграда 1920-1930-х годов были спроектированы в мансарде дома Кельдаля4.

В 1907-1908 годах в квартире № 20 на пятом этаже жил с семьёй Лео­нид Андреев; в это время в квартире писателя проходили многолюдные литературные вечера. Мрачным запомнился этот дом Александру Блоку, описавшему его в статье «Памяти Леонида Андреева»: «Я помню хлещу­щий осенний ливень, мокрую ночь. Огромная комната — угловая, с фона­рём, и окна этого фонаря расположены в направлении островов и Фин­ляндии. Подойдёшь к окну, — и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. В комнате — масса людей, все почти писатели, много известных; но о чём говорят, неизвестно; никто ни с кем не связан, между всеми чернеют провалы, как за окном…».

Совсем другой предстаёт шаубовская постройка на снимке Алексан­дра Ивашенцова. Элегантный доходный дом в стилистике европейско­го, скорее венского, модерна возвышается над площадью. Современной окружающей застройки ещё нет; слева видна перспектива Ружейной ули­цы с одноэтажными деревянными домиками — им предстоит бесследно исчезнуть в ближайшие годы. На площади идёт размеренная повседнев­ная жизнь: извозчики, уличные торговцы, дрова, на переднем плане боро­датый старик в котелке. Справа в кадре вагон конки (в 1908-м её заменит трамвай, который будет ходить тут до 1951 года). Стоит не столь частая в Петербурге ясная солнечная погода, рабочий день подходит к концу…

Не менее интересен снимок, запечатлевший дом 1/3 по тому же Ка­менноостровскому проспекту в строительных лесах. Хрестоматийный па­мятник «северного модерна», доходный дом Иды-Амалии Лидваль, был одной из первых построек её сына, знаменитого архитектора Фёдора (Юхана Фредрика) Лидваля, возведённой в 1899-1904 годах (четыре кор­пуса строились поочерёдно).

Сложное композиционное решение и затейливый декор дома Лидваль не очень хорошо видны на снимке; зато мы имеем редкую возможность увидеть архитектурный шедевр в процессе строительства. Вероятнее все­го, снимок сделан весной 1904 года, когда достраивался последний, южный корпус. За ним видно уже готовое крыло, в котором помещалось архитек­турное бюро Фёдора Ивановича Лидваля. В доме находились квартиры Ф. Лидваля, его матери и братьев, портняжных дел мастеров Вильгельма, Эдварда и Пауля. Дом был примечателен многими жильцами, среди кото­рых К. С. Петров-Водкин, архитекторы Ф. Ф. фон Посгельс и А. Р. Гавеман, командующий русской армией в войне с Японией генерал А. Н. Куропаткин5. За лидвалевским домом хорошо виден особняк С. Ю.Витте (в тот момент — собственность его жены; сам Витте переедет на Каменноостров­ский в 1905 году).

Уходящую диагональ зданий уравновешивает на снимке извозчичья лошадь, как бы выезжающая на зрителя из-за левого края. Рассматри­вая фотографию, можно отметить контраст между безлиственным в эту пору прохладным Петербургом и пальмами на рекламе сигарной фабрики «Гаванера».

По стечению обстоятельств спустя годы после кончины автора снимка оказались в этом доме его потомки. В 1940 году его внук, геолог Александр Глебович Ивашенцов получил комнату в бывшей квартире одного из бра­тьев Лидваль, превращённой в коммуналку на 8 семей.

Александр Петрович Ивашенцов умер от инсульта в возрасте пяти­десяти пяти лет на борту парохода, на котором возвращался из Петроза­водска в Санкт-Петербург (похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище; могила не сохранилась). Скончался он 4 июня 1913 года — по­следнего года того канувшего в Лету мира, от которого остались нам архи­тектурные фантазии модерна, набоковская ностальгия и матовое серебро старых фотографий.

Выражаем благодарность Чрезвычайному и Полномочному Послу РФ Глебу Александровичу Ивашенцову за предоставленные сведения и фотографии.

Дмитрий Д. Ивашинцов. А. П. Ивашенцов — фотограф. // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 10, страница 111-116

Цветные вкладки к статье Дмитрия Д. Ивашинцова «А. П. Ивашенцов — фотограф», прилагаемые в печатном издании альманаха

Действительный статский советник Александр Петрович Ивашенцов

А. П. Ивашенцов. В камышах. Борис Ивашенцов

С. А. Бутурлин, А. П. Ивашенцов. «Охота с камерой. Фотографирование живой природы». Санкт-Петербург, 1912.

Разворот книги с описанием собственной фотографической камеры А. П. Ивашенцова

А. П. Ивашенцов. Зимний городской пейзаж, Санкт-Петербург

А. П. Ивашенцов. Летний вид

А. П. Ивашенцов. С-Петербург, Каменноостровский проспект 13, доходный дом К. Х. Кельдаля. Архитектор В. В. Шауб, 1902–1903 гг. Фото середины 1900-х гг. Семья Ивашенцовых проживала в этом доме с 1905 года

А. П. Ивашенцов. С-Петербург, Каменноостровский проспект 1–3, доходный дом И.-А. Лидваль в процессе строительства. Архитектор Ф. И. Лидваль. Фото 1904 г.

А. П. Ивашенцов. Пруд с гусями

А. П. Ивашенцов. Лесная дорога

А. П. Ивашенцов. Молодые родственницы

А. П. Ивашенцов. Рыбная ловля

А. П. Ивашенцов. Лесной ручей. Разрушенный мост

А. П. Ивашенцов. Сбор хвороста

Скачать текст

 

 

Примечания
  1. Маньков С. А. Родословная дворян Ивашинцовых. СПб.: «Русская культура», 2011. С. 113-115.
  2. Маньков С. А. Родословная дворян Ивашинцовых. СПб.: «Русская культура», 2011. С. 113-115.
  3. Бутурлин С. А., Ивашенцов А. П. Охота с камерой. Фотографирование живой природы. В 2 ч. Бесплатное приложение кжурналу «Нашаохота». СПб., 1912.
  4. Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. М.; СПб.: Центрполиграф, 2005. С. 131-141.
  5. Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. М.; СПб.: Центрполиграф, 2005. С. 37-61.