Фауд Мамедов. Вызовы глобализации и перспективы развития российской цивилизации: взгляд культуролога

190 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

 

 

Фауд Мамедов, доктор исторических наук профессор действительный член Международной академии наук «Проблемы интеллектуального развития» и Российской академии педагогических и социальных наук

 

Культура спасет мир,
если мир защитит культуру!

Девиз съезда Ассоциации культуры Азербайджана «Симург»

История мировой культуры и цивилизации свидетельствует о том, что потенциал культуры каждого народа определяется не длительностью исторического пути его государственного развития, а высокой духовной культурой. Культура мышления и языка, интеллектуальная культура и культура труда, нравственные ценности и сила духа, умение правильно определять цели, выбирать пути и вырабатывать эффективные технологии жизнедеятельности и управления обусловливают возможности устойчивого развития общества и государства, конкурентоспособности и безопасности нации. Одним из наиболее ярких примеров этого является опыт развития Российского государства, за сравнительно короткий исторический срок добившегося огромных успехов в социально-культурном развитии. Российской наукой внесен и вносится огромный вклад в изучение человека и его внутреннего мира, освоение космического пространства, глубин мирового океана и недр земли, в разработку технологий эффективной жизнедеятельности и стратегий конструирования лучшего будущего человечества.

Сегодня мировой капитал духовной и материальной культуры, достижения мировой науки и образования, технологии и экономики, здравоохранения и искусства немыслимы без культурных богатств, созданных талантливым русским народом и воплощенных в уникальной российской цивилизации. Историческую роль в этом сыграла созданная еще в IX веке болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием славянская знаковая система — кириллица, давшая возможность славянским народам не только
приобщиться к культурным богатствам, выработанным собственными народами и человечеством в целом, но и отражать свой внутренний духовный мир, сохраняя культурную самобытность.

В наши дни русский язык — это ключ к фундаментальному пласту мировой культуры и цивилизации. Он является богатой и активной знаковой системой, позволившей в сравнительно короткий исторический срок создать великую культуру, ставшую одним из флагманов мировой культуры и цивилизации. Достаточно обратить взор на созданное на русском языке удивительное духовное богатство — интеллектуальное, нравственное и художественное, оценить вклад русской духовной культуры в развитие мировой культуры и цивилизации. Ломоносов и Менделеев, Пушкин и Толстой, Достоевский и Тургенев, Глинка, Мусоргский и Чайковский, Репин, Шагал и Шишкин, десятки других известных русских ученых, писателей, композиторов, просветителей, инженеров, общественных деятелей обогатили сокровищницу мировой культуры выдающимися достижениями человеческой мысли, неповторимыми творениями человеческого гения.

Русский язык, как важнейший семиотический феномен российской цивилизации, дал возможность осуществлять культурный обмен и продуктивное сотрудничество, достичь взаимопонимания между людьми, различными по своей культуре и религии, национальной психологии и мировоззрению. Он явился ключом к образованию, развитию и прогрессу многих народов бывшего СССР. На русском языке созданы многие выдающиеся произведения нерусских, неславянских народов, представители которых на протяжении длительного времени пользовались и продолжают пользоваться этим богатейшим языком как языком межнационального общения.

Достаточно продемонстрировать это на примере Азербайджана. Культурная революция, осуществленная в ходе государственного строительства в СССР, помощь российских ученых и специалистов национальным республикам имели большое значение для социально-культурного, в том числе и экономического, развития Азербайджана. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, в Азербайджане в короткий срок была ликвидирована неграмотность, создана сеть учебных заведений, научных организаций, новых предприятий промышленности, культурных учреждений. Был сформирован дееспособный корпус азербайджанской национальной интеллигенции, усилиями которой были решены не только важные научные и народно-хозяйственные задачи республиканского и союзного масштаба, но и внесен исторический вклад в победу СССР над фашистской Германией в годы Второй мировой войны. После завершения войны в 1945 году в Баку была открыта Национальная академия наук, ставшая форпостом науки на мусульманском Востоке. Трудно переоценить роль русского языка в решении этих исторических задач. Многие известные азербайджанские ученые, композиторы, художники получили профессиональную квалификацию в научных школах и творческих мастерских известных ученых, преподавателей, специалистов и деятелей искусств Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева и других городов бывшего СССР. В российских вузах получили образование тысячи азербайджанских юношей и девушек. И сегодня в России живут и работают сотни тысяч этнических азербайджанцев, многие из которых, оставаясь азербайджанцами, интегрированы в русскую культуру и не видят себя вне нее. Русская культура стала неотъемлемой частью и «живет» во многих азербайджанцах, получивших образование на русском языке.

В Азербайджане русский язык и сегодня широко используется как язык общения между людьми, в том числе и межнационального, как язык научных исследований и искусства. Азербайджанский народ пользуется богатой художественной, научной и специальной литературой на русском языке, трудами выдающихся русских ученых, писателей, специалистов, деятелей искусств. Население Азербайджана, наряду с национальными программами, с интересом смотрит и слушает телевидение и радио Российской Федерации, пользуется богатейшими электронными фондами на русском языке. Студенты вузов, обучающиеся на азербайджанском языке, с интересом изучают русский язык, дающий им возможность приобщиться к богатствам не только русской и славянской, но и мировой культуры в целом. В Азербайджане успешно функционирует Славянский университет, осуществляющий широкую подготовку специалистов в области русского и других славянских языков, славяноязычной культуры в целом. Сегодня в Азербайджане проживают сотни тысяч русских, украинцев, белорусов, а также людей других национальностей, для которых русский язык является родным языком. Представляя собой неотъемлемую часть народа Азербайджана, они в то же время сохраняют свою национально-культурную самобытность, свободно используют русский язык, изучают и развивают русскую культуру, созидают на благо азербайджанского общества и государства.

Жизнеспособность культурного потенциала общества зависит от создаваемых государством политических и социальных условий, устанавливаемых им стратегических приоритетов культурной политики, способствующих или тормозящих интеллектуальный и нравственный прогресс нации, лежащий в основе его экономического прогресса и связанного с ним благосостояния. Правильная, социально ориентированная культурная политика должна строиться на основе достижений культурологической науки, а политические и социальные решения проходить соответствующую культурологическую экспертизу. Заимствование стандартов инновационной культуры демократических государств имеет исключительную ценность для прогресса национальных культур и локальных цивилизаций. Вместе с тем, как показывает опыт Японии, в процессе национального культурогенеза, предполагающего единство аккультурации и инкультурации граждан, должен соблюдаться избирательный подход. Нетрансформированное, с точки зрения национальных ценностей и интересов, заимствование чужого опыта нередко ведет не только к утрате культурной самобытности, но и к потере творческой социальной активности, возможностей собственных открытий и разработок в области технологий жизнедеятельности, необходимых для той или иной страны. В силу этого в национальных образовательных модулях и стандартах демократического государства должны приниматься во внимание естественные возможности человека, а также необходимость разработки и совершенствования собственной философии жизни, учитывающей как социально-культурный опыт человечества, так и прогрессивные национальные традиции, интеллектуальный потенциал народа и внутренние потребности его развития.

Одним из характерных показателей эффективности культурной политики демократических государств является культура гражданского общества, которая способствует выработке таких компонентов и стандартов социальной культуры, как уважение к личности, культура ответственности, культура потребления, культура международных отношений, культура журналистики и другие, тиражирование которых в массах способствует совершенствованию гражданского самосознания. Она предполагает высокую культуру ответственности властных структур за благосостояние и нравственное здоровье народа, правовое обеспечение жизнедеятельности и безопасности граждан. Большое значение приобретает формирование культуры ответственности правительства и неправительственных организаций перед народом, а также всех граждан друг перед другом в прогрессивном развитии общества и государства. Культура ответственности — это ответственность руководителей всех уровней перед обществом, которым они управляют, ответственность каждого работника за осуществление своей миссии и всех членов коллектива друг перед другом. Без культуры ответственности вряд ли можно достичь прогрессивных изменений и построить ответственное общество.

Исходя из этого, развитие культуры гражданского общества является важнейшей политической и социальной задачей стран, вступивших на путь демократического развития. Без новой, демократической духовной культуры невозможно построение демократии как общественнополитической системы. Этот процесс должен осуществляться на двух взаимосвязанных уровнях: «сверху», по Вольтеру, на уровне государства, и «снизу», по Руссо, на уровне неправительственных организаций. При этом особенности стран евразийского пространства требуют преимущественного осуществления этого процесса «сверху», путем научно обоснованных государственных реформ, с партнерским участием компетентных неправительственных организаций в процессах разработки и принятия политических решений.

Известное значение для формирования культуры гражданского общества имеет общественно-полезная деятельность неправительственных организаций. Гражданское общество предполагает продуктивное сотрудничество правительства с неправительственными организациями, обеспечение хороших условий для эффективной общественно-полезной деятельности НПО. В процессе такого взаимодействия происходит профессиональный рост неправительственных организаций, а следовательно, и гражданского общества. Как важнейший социальный институт гражданского общества, неправительственные организации призваны способствовать лучшему взаимопониманию между правительством и народом, объединению их усилий в борьбе за устойчивое социально-культурное, в том числе экономическое, развитие. Они должны помогать власти лучше понимать представления граждан об ответственности власти, естественные ожидания граждан и способствовать их претворению в жизнь.

Культура гражданского общества предполагает высокие полномочия и ответственность НПО в процессах организации, управления и развития страны. Неправительственные организации должны принимать участие в социально-культурной политике государства, включая процессы формирования и правильного использования бюджета в общественных целях. Для этого они должны иметь доступ к информации всех уровней, за исключением материалов, составляющих предмет государственной тайны. Продуктивное взаимодействие также предусматривает высокий профессионализм неправительственных организаций, обеспечивающий доверие к ним со стороны властей. Большое значение имеет разделение ответственности за решение проблем между властью и неправительственными организациями. Чем выше уровень сотрудничества между властными структурами и НПО, тем эффективнее решаются социальные проблемы развития гражданского общества. Развитие социальной активности неправительственных организаций ведет к формированию общества с широкой ответственностью граждан друг перед другом.

Одной из жизненно важных задач культурной политики является формирование высокой культуры потребления, предполагающей разумное использование природных ресурсов и материальных благ. Высокая культура потребления открывает большие возможности для социально-культурного и экономического развития общества.

К числу фундаментальных задач, связанных с культурой потребления, относится необходимость сокращения производств, потребляющих невозобновляемые ресурсы. Последние должны быть использованы для создания новых экологически чистых высоких технологий, основанных на возобновляемых энергетических источниках, не разрушающих, а сохраняющих природный потенциал, биосферу, гармонию человека и природы.

Важнейшим показателем эффективности культурной политики является экологическая культура, имеющая жизненное значение для человеческого развития. Экологическая культура находит свое выражение в культуре потребления природных ресурсов, которая зиждется на принципе разумной достаточности и высокой культуре социальной ответственности. Вырубка лесов, нерациональное использование воды и невозобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды свидетельствуют о низком уровне культуры потребления. От экологической культуры во многом зависит качественное состояние окружающей среды, влияющей на здоровье и долголетие человека, рациональное использование природных ресурсов. Экологическая культура имеет непосредственное отношение и к самому человеку. Экология человека, неразрывно связанная с экологией природы, выражается в разумном образе жизни. Она предполагает знание и разумное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, поддержание биологического и нравственного здоровья личности и общества. Экологическая культура — ключ к созданию экоцивилизации — возможности сохранения нашей человеческой цивилизации от разрушения.

Культурная политика предполагает сохранение культурного многообразия, обусловленного различной системой мировоззрения у разных народов, различным образом жизни, системой ценностей, религий, национальных, биологических особенностей, природно-географических и исторических условий. Развитие мировой цивилизации в условиях глобализации и демократизации требует гармонизации культур и интересов разных народов и стран как способа правильного разрешения объективных противоречий между ними. Практическим условием такой гармонизации является продуманная адаптация каждого современного государства к законам, особенностям и тенденциям развития мировой цивилизации в научном, технологическом, правовом, экономическом, социальном, этическом, политическом, международном измерениях. Этот процесс должен идти путем выработки разумной культурной идентичности народов демократических стран, основанной на внимательном изучении и творческом заимствовании позитивных принципов и ценностей демократии и культуры гражданского общества. При этом использование специальной культурологической методологии, основанной на системном подходе, даст возможность творческого заимствования лучших достижений, принципов, моделей и опыта развития демократических стран при сохранении и развитии национально-культурной самобытности каждого народа.

Актуальной управленческой проблемой для государств постсоветского пространства, в том числе и России, является проблема преодоления неравномерности культурного развития на уровне городов и районов страны. Для ее решения необходимо формирование и реализация целостной многоотраслевой программы деятельности социально-культурного развития, основанной на демократических принципах местного самоуправления. Такая политика должна быть дифференцированной для центральных городов и регионов государства. Пожалуй, наиболее продуктивной моделью в этой сфере деятельности может служить Германия, федеральные земли которой имеют богатый опыт самоуправления. Для регионов страны, имеющих слабую культурную инфраструктуру, сравнительно невысокие информационные и коммуникационные возможности свободного развития культуры граждан, как основы развития демократии, эта проблема особенно актуальна.

Необходимым условием, обеспечивающим высокую эффективность культурной политики, является культура демократического управления. В силу этого формирование высокой культуры демократического управления следует рассматривать как одну из важных научных и практических задач государственного строительства. На смену командно-административной вертикали повсеместно должны прийти партнерские отношения между властными структурами и неправительственными организациями на основе общенациональных интересов. Необходимо добиться отказа от непонимания и противостояния и объединить усилия государственных и неправительственных организаций для осуществления эффективной совместной, взаимодополняющей деятельности, основанной на правильном распределении ролей, функций и ответственности перед обществом и государством.

Осуществление конструктивной культурной политики и достижение высокого уровня культуры государственного управления требуют расширения и углубления культурологического образования, просвещения и воспитания в обществе. Исходя из этого, в странах, вступивших на путь демократического развития, необходимо активно осуществлять институционализацию культурологии как науки и учебной дисциплины, способствующей процессу интеллектуального и нравственного формирования личностей и лидеров.

Научная и практическая ценность культурологической науки обусловлена ее незаменимой ролью в исследовании и правильном понимании сложных проблем развития цивилизации, выявлении новых возможностей и технологий устойчивого развития человека, общества и государства, прогнозирования лучшего будущего.

Стремительное развитие мировой цивилизации в первой половине XX века потребовало синтеза наук, комплексного подхода к решению сложных проблем развития в рамках целостного понимания культуры как созидательной человеческой жизнедеятельности. Реакцией на эти потребности явилось создание в первой половине прошлого века американским ученым Лесли Алвином Уайтом культурологии – науки о культуре как целостной системе, науки, интегрировавшей в себе ведущие общественные и гуманитарные науки столетия.

Жизнедеятельность современного общества трудно представить себе без этой фундаментальной всеобъемлющей науки. Культурология — сокровищница человеческой мудрости, способствующая универсальному развитию способностей личности. Она открывает нам все новые и новые страницы мировой цивилизации, новое видение исторического опыта созидательной жизнедеятельности человечества с древнейших времен до наших дней, достижения, законы, технологии и особенности развития человека, общества и государства.

Как наука, изучающая историко-теоретические проблемы и социальные технологии развития человеческой жизнедеятельности, культурология выступает в роли универсальной теоретико-методологической и научно-информационной базы национально-культурного развития. Она помогает правильно формировать позитивный образ нации и прогнозировать будущее ее развитие в контексте мировой цивилизации. Трудно переоценить ее роль как универсальной методологической основы государственного управления, обеспечивающего прогрессивное развитие нации. Системный культурологический анализ культуры как целостной социальной системы, единства органически взаимосвязанных институтов и отраслей, каждая из которых имеет свое направление, энергию, массу и закономерности развития, дает возможность эффективно координировать действующие силы этой системы и управлять их суммарным развитием в заданном направлении. Он позволяет определять и корректировать требуемый вектор движения целостной системы, темпы развития и требуемый уровень качества деятельности общества, отвечающий потребностям времени и национальным интересам государства.

Наши культурологические наблюдения подтверждаются опытом развития российской цивилизации, строительством в России демократического общества и правового государства, достижениями российской культурологической науки, обеспечивающими прогрессивные изменения в духовной и материальной культуре России. В развитии культурологической науки и образования Россия является показательной страной. Стратегический вклад в идеологическое и научное обеспечение прогресса современной российской цивилизации вносят талантливые культурологи России — коллективы Российского института культурологии, его Санкт-Петербургского отделения, Омского филиала, Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, российских университетов и других учреждений и организаций. Российская культурология открывает большие инновационные возможности для научного обеспечения многогранных процессов государственного строительства и управления, нацеленных на прогресс российской цивилизации. Эффективность этого процесса зависит не только от продуманности социально-культурной политики государства, но и от социальной активности самого населения, каждого гражданина страны, от наличия в стране значительного числа высокообразованных, интеллигентных людей, знакомых с историческим опытом развития мировой культуры. Такие люди непременно стремятся как к личному самосовершенствованию, так и к прогрессивному преобразованию нации, общества, в котором они живут.

Рассмотренный материал позволяет сделать некоторые выводы.

Мировой опыт показывает, что наиболее благоприятным для культурного прогресса является демократическое государственное устройство. Оно дает возможность осуществлять последовательные социально-культурные, экономические и политические преобразования, отвечающие как внутренним, так и внешним потребностям народов и государств, обеспечивая гражданам безопасное и стабильное развитие. Успешно справиться с этой сложной задачей могут демократические страны, учитывающие законы развития мировой цивилизации и рассматривающие высокую духовную культуру как универсальную основу жизни и деятельности своих граждан. Опережающее развитие духовной культуры следует рассматривать как стратегическую цель национального развития демократического государства, а культурную политику и высокую культуру управления — как основные инструменты ее достижения.

На современном этапе мировой истории каждое государство должно включиться в реально — независимо от нашей воли — существующий процесс глобализации, правильно и эффективно адаптироваться к нему на основе принятых правил, сохраняя свою культурную самобытность и обеспечивая свои национальные интересы. Это возможно путем творческого освоения в локальной цивилизации интеллектуальных достижений и общечеловеческих норм мировой культуры, гармонизации национальных культур и интересов в рамках мировой цивилизации.

Для достижения духовного совершенства и роста материального благосостояния граждан необходим правильный выбор целей, приоритетов, стратегии и технологий государственного управления и международных отношений, высокое качество труда и высокие темпы развития общества и государства. Диалектика жизни такова, что меняются и цели развития, и уровень наших знаний о природе и обществе. Следовательно, современная культурная политика должна быть восприимчива к научным и технологическим инновациям в мировой культуре и цивилизации, к международному опыту, учитывать диалектику глобальных изменений человечества.

Государственную политику в сфере культуры необходимо строить на основе понимания культуры как целостной социальной системы и установления стратегических приоритетов, обеспечивающих опережающее развитие интеллектуальной, этической, правовой и управленческой культуры, ориентированных на национальный прогресс. В условиях перехода современных государств к «обществу знаний», отставанию стран, претендующих на устойчивое, конкурентоспособное развитие в таких стратегических сферах духовной культуры, как наука, образование, просвещение и информация, не может быть оправдания.

Для достижения высокого качества жизни необходимо воспроизводить и правильно использовать человеческий капитал и, прежде всего, специалистов, обладающих высокой интеллектуальной и нравственной культурой, иначе обществу будет трудно справляться с социально-культурными и экономическими противоречиями, преодолевать бедность, кризисы и конфликты. Следует также постоянно совершенствовать систему устойчивого воспроизводства и правильного распределения ресурсов, законодательства, гармонично сочетающего в себе интересы граждан и государства, способствовать повышению уровня гражданского самосознания, выработке понимания необходимости добросовестного служения граждан отечеству, а отечества — гражданам страны.

В рамках культурной политики следует обратить особое внимание на необходимость перманентного совершенствования системы подбора, обучения и расстановки кадров, занятых в сфере управления развитием культуры, осуществления реорганизации действующих и создания новых структур, отвечающих требованиям времени и национальным интересам государства. Бюрократия демократического государства должна преодолевать возникающие механизмы торможения и стимулировать борьбу за прогрессивные нововведения во всем обществе. Для этого она должна специально обучаться культуре демократического управления и постоянно совершенствовать уровень своих знаний и навыков при помощи интерактивной системы культурологического образования и просвещения.

Культурная политика государства должна основываться на достижениях и возможностях современной культурологии, как стратегической науки, и обеспечивать устойчивое развитие страны в условиях глобализации. Культурология помогает глубже раскрыть и использовать социальные, политические и экономические возможности демократии, ее преимущества как политической системы в интересах устойчивого человеческого развития и прогресса, конструирования надежного будущего государства.

Принимая во внимание роль культурологии в профессиональной и этической подготовке личностей и лидеров для различных сфер жизнедеятельности общества, а также в формировании национальной идеологии, необходимо законодательно способствовать углублению и расширению системных культурологических исследований, преподаванию этой важнейшей дисциплины во всех вузах, введению ее в программы обучения средних школ и дошкольных учреждений. Не менее важной задачей является организация постоянно действующих культурологических тренингов по культуре управления для чиновников всех уровней и широких слоев населения, привлечение экспертов-культурологов для работы в структурах государственного управления.

Проведенный нами культурологический анализ проблем социальнокультурного развития дает возможность сформулировать некоторые подходы к культурной политике, отвечающие потребностям времени, которые, возможно, могут представлять интерес и для российской цивилизации, обладающей поистине огромным культурным потенциалом.

Как нам кажется, интересы дальнейшего устойчивого и безопасного развития российской цивилизации в третьем тысячелетии требуют дальнейшего пересмотра культурной политики страны в направлении полного отказа в политике от концепции «надстроечной» категории и перехода к пониманию культуры как социального феномена, служащего удовлетворению жизненных потребностей человека, общества и государства. Понимание культуры как созданной умом, чувствами и физическим трудом «второй, искусственной природы», сущности и способов креативной жизнедеятельности, цели и средства национального прогресса, вероятно, делает целесообразным рассмотрение возможности установления следующих приоритетов в политике и государственном строительстве России:

  • опережающего развития интеллектуальной и управленческой культуры как основы эффективного социально-культурного, в том числе технологического и экономического развития, страны;
  • сохранения богатейшего культурного наследия и дальнейшего развития потенциала художественной культуры;
  • дальнейшего развития экономической культуры, культуры производства, потребления и распределительных отношений, медицинской и экологической культуры, укрепления обороноспособности государства;
  • повышения эффективности этической и правовой культуры как основы регулирования общественных и межнациональных отношений в обществе;
  • дальнейшего развития культуры международных отношений и взаимовыгодного международного сотрудничества, способствующих гармонизации интересов через гармонизацию культур разных народов, росту взаимопонимания и распространению культуры мира.

Реализация обозначенных приоритетов требует серьезного научного обеспечения, профессиональной культурологической экспертизы. Опираясь на объективные законы развития мировой культуры и цивилизации, необходимо непрерывно совершенствовать технологии жизнедеятельности, вырабатывать новые подходы, создавать новые возможности для социально-культурного прогресса.

Используя возможности системного культурологического анализа, культурологам следует быть более активными в разработке стратегий национально-культурного развития, отвечающих жизненным интересам народа и государства. Они должны не только выполнять социальные заказы государства в области идеологии, государственного строительства, управления и международных отношений, но и помогать государству в своевременном выявлении и формировании этих потребностей, обусловленных вызовами исторического времени.

Ассоциация культуры Азербайджана «Симург», которую я представляю, объединяющая десятки докторов наук, профессоров, академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук Азербайджана, готова к сотрудничеству с российскими коллегами в наших общих интересах, к разработке и реализации проектов и технологий человеческой деятельности высокой международной значимости, обеспечивающих устойчивый рост качества жизни и безопасность наших народов.

В качестве одной из моделей хотелось бы предложить обсудить вопрос создания, на основе культурологической методологии, Международного университета мировой культуры как качественно новой модели, призванной способствовать выработке «культуры правильной жизни» новых поколений, исследованию и совершенствованию универсальных технологий человеческой жизнедеятельности, сохранению и развитию единого культурного пространства народов, владеющих русским языком. Создание такого университета, имеющего национальные филиалы в заинтересованных странах, поможет решению многих национальных и глобальных проблем, устойчивому человеческому развитию и миру, сохранению культурного многообразия и преодолению конфликтов путем гармонизации культур и интересов разных народов на основе универсальных принципов высокой духовной культуры.

Культурологи наших стран должны выстраивать новую архитектонику креативного социально-культурного пространства. Нужно взять «огонь, а не пепел» из истории культуры и цивилизации для построения новой жизни и конструирования лучшего будущего наших народов, для сохранения и умножения лучших культурных традиций, унаследованных от нашего недавнего совместного прошлого, которым было вписано немало ярких страниц в историю развития отечественной и мировой культуры и цивилизации.

Баку, 5 января 2008 г.

Фауд Мамедов. Вызовы глобализации и перспективы развития российской цивилизации: взгляд культуролога.// «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 1, страницы 270-280

Скачать две статьи рубрики “Гостиная”