Поделиться "Людмила Дубьева. «В ближайшем к Петербургу университетском городе»"
1,369 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Людмила Дубьева (Эстония). Историк. Родилась в 1954 г. в г. Тарту. В 1977 г. окончила исторический факультет Тартуского государственного университета. В 2006 г. в Тартуском университете защитила диссертацию на степень доктора философии (история) по теме «Историческая наука в Тартуском университете в конце XIX — начале XX вв.». Автор около ста научных публикаций. Научный сотрудник кафедры истории церкви теологического факультета Тартуского университета.
«В БЛИЖАЙШЕМ К ПЕТЕРБУРГУ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ГОРОДЕ»1
Жизнь Ивана Ивановича Лаппо (1869-1944), профессора русской истории в Юрьевском университете в 1905-1918 годах, его исследовательская работа по изучению истории Литвы, а также его педагогическая деятельность подразделяются на периоды, привязанные к тем местам, где он в тот или иной момент жил и работал. Эти этапы связаны с Царским Селом, Петербургом, Юрьевом (Дерптом, совр. Тарту), Воронежем, Прагой, Каунасом и Дрезденом, где и завершается его жизненный путь. В них отразились перипетии истории России и Европы первой четверти XX века, современником и свидетелем которых стал учёный, — революции, две мировые и гражданская войны, эмиграция.
До переезда в Юрьев И. И. Лаппо был приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, оставаясь при этом преподавателем Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургской Мариинской женской гимназии. Областью его научных интересов была история Великого княжества Литовского. Как и его предшественник по юрьевской кафедре Е. Ф. Шмурло, И. И. Лаппо являлся воспитанником Санкт-Петербургского университета, учеником профессора С.Ф. Платонова, для школы которого были характерны унаследованные от К. Н. Бестужева-Рюмина национальная, государственно-патриотическая ориентация с опорой на источниковедческие разыскания и конкретное изучение исторического материала. И. И. Ааппо продолжил в Юрьеве начатые им уже в Петербурге исследования по истории Великого княжества Литовского, преимущественно XVI века.
В письме декану историко-филологического факультета Юрьевского университета Я. Ф. Озе С. Ф. Платонов так характеризовал своего ученика: «Приглашение И. И. Лаппо в состав Вашего университета будет для факультета действительным приобретением. Это учёный серьёзный и объективный, с хорошими познаниями и хорошим методом, обладающий большим педагогическим опытом и прекрасными качествами корректного товарища. Несомненно, что на кафедре он не будет почивать на лаврах, не оставит научной работы и в преподавании будет педантично усерден. Со вступлением И. И. Лаппо в состав Вашего факультета кафедра российской истории будет представлена достаточно»2.
Интересна характеристика отношений, сложившихся в Юрьеве у профессора И. И. Лаппо: «В жизнь Юрьевского университета Лаппо близко вошёл. У него сложились хорошие отношения и с коллегами-профессора- ми и со студентами»3. В этой характеристике звучат отголоски личных воспоминаний Лаппо о Юрьевском университете в передаче Г. В. Вернадского, с которым жизненные пути Лаппо пересеклись в эмиграции в пражский период. Дополняется она и впечатлением от лекций Лаппо, сохранившемся в воспоминаниях его студента, будущего члена-корреспондента АН СССР, академика АН ЭССР Ханса Крууса, поступившего на историко-филологический факультет Юрьевского университета осенью 1914 года: «Я счёл нужным сначала определить, курсы каких преподавателей вообще стоит слушать… Твёрдо остановился на лекциях по русской истории профессора Ивана Лаппо. Ведь этот предмет имел особое значение для студентов- историков в русских университетах того времени. Да и преподаватель с самого начала оставлял приятное впечатление. Одна только его внешность уже нравилась: высокий, с удлинённым лицом, всегда с хорошо уложенными тёмными волосами и аккуратно подстриженной заострённой бородкой, всегда в солидном профессорском сюртуке. Завораживал спокойный, всегда светящийся готовностью помочь взгляд. Как лектор, он говорил по делу, в основе лекций, видимо, лежал основательный конспект. Он не был пылким оратором и своими выступлениями, видимо, не стремился произвести особый эффект. Но его лекция, излагавшаяся с продуманной и взвешенной логикой, захватывала и запоминалась»4. Дополнительную характеристику отношения студента к профессору даёт и то обстоятельство, что свои воспоминания о профессуре Юрьевского университета Ханс Круус начинает именно с воспоминаний о Ааппо, и только затем пишет о пользовавшемся огромной популярностью и гораздо более широко известном тогдашнем профессоре всеобщей истории Юрьевского университета, в будущем — академике АН СССР, Е. В. Тарле, и далее уже о других профессорах. Количество студентов, записывавшихся на лекции профессора Лаппо в юрьевский период, колебалось в пределах пятидесяти — ста человек, доходя и до ста двадцати.
И тем не менее не всегда И. И. Лаппо ощущал себя в юрьевской атмосфере как дома. Так, 22 августа 1911 года из Сестрорецка, где Лаппо заканчивал свои летние каникулы, он сообщает работавшему в Виленском архиве Древних актов археографу Ивану Яковлевичу Спрогису, с которым находился в постоянной переписке: «Чувствую себя отдохнувшим и ожидаю начала сентября с лекциями в университете. В Юрьев думаю попасть около 1-го сентября и не скажу, чтобы очень туда тянуло: местный уклад жизни так отличается от общерусского уклада»5.
В исследованиях И. И. Лаппо этого периода особое место занимает работа по изданию Литовской метрики, которую пришлось вести параллельно в Петербурге и Юрьеве, по переписке согласовывая вопросы издания с Археографической Комиссией. Это безусловно осложнило и затянуло работу, создав дополнительные препятствия. Так, 7 марта 1910 года он пишет правителю дел Археографической Комиссии В. Г. Дружинину6: «Том какой-то заколдованный, я никак не могу с ним покончить!»7. Продолжая научную работу, в том числе по изданию Литовской метрики8, он также публикует в «Летописи занятий Императорской Археографической Комиссии» и «Литовский статут в московском переводе-редакции»9. Последний печатался уже в годы Первой мировой войны, когда среди издательских проблем, обсуждаемых в переписке с В. Г. Дружининым, появляются и проблемы, связанные с постоянно висящей в воздухе угрозой эвакуации, так как фронт к тому времени стабилизировался под Ригой. Дальнейшее развитие событий оставалось неясным, и на повестке дня с 1915 года постоянно стояла эвакуация университета из Юрьева, что и привело к решению печатать «Литовский статут» в ускоренном порядке без указателей10.
Эвакуация не заставила себя ждать, однако ещё раньше произошли переломные события, разделившие жизнь Лаппо на две неравные части: две трети жизни в России — период творческого подъёма в научной деятельности, и одна треть — в эмиграции, где, продолжая работу, он во многом опирался на уже ранее достигнутое. Впечатления о последних месяцах, проведённых Лаппо в Юрьеве, донесли до нас написанные позднее, в Праге, его воспоминания о событиях этого времени и людях, с которыми он тогда столкнулся, — воспоминания, дающие дополнительные штрихи к его портрету. В них он пишет: «Наступилроковой 1917-й год. Началась революция „бескровная“, как, словно дети, лепетали тогда слепые люди, мнившие себя политическими деятелями и даже спасителями России. Грозная действительность скоро заставила замолкнуть этот детский лепет. Скоро кровь полилась рекою. Скоро началась беспощадная война революции с историческою и национальною Россией, со всем идеальным, благородным и высоким, что она так богато накопила в своей тысячелетней жизни»11.
Эти воспоминания посвящены священномученику о. Михаилу Блейве, павшему жертвой красного террора в январе 1919 года, уже после того, как Лаппо покинул Юрьев. Из них мы узнаем, что Лаппо, близко связанный родственными отношениями с сотрудниками Св. Синода12, принимал деятельное участие в жизни церкви, в том числе в приходской жизни Юрьевского Успенского собора. Об этой деятельности он пишет: «Возведение Юрьевской Успенской церкви в собор совершилось лишь весною 1916 года. Проведение этого дела в Св. Синоде выпало на мою долю»13. И далее: «О. Василий Алеев (настоятель Юрьевского Успенского собора. – Л. Д.), после большевистского переворота, покинул Юрьев и перешёл на службу во внутреннюю Россию. Я, бывший его заместителем по председательству в Свято-Исидоровском Братстве, должен был вступить в исполнение его обязанностей, а с введением Приходского Устава 1918 года стал и председателем Приходского Совета при Успенском соборе. В жизни моей я не помню большей ответственности, чем та, которая тогда на меня легла. Большевики — кровь, насилия и беспросветное невежество их власти»14.
24 февраля 1918 года Тарту был оккупирован наступавшими кайзеровскими войсками; под давлением оккупационных властей уже в апреле 1918 года университет прекратил свою работу, а 31 мая 1918 года деятельность русского университета в Тарту была официально прекращена15.
В трудных условиях оккупации «Успенский собор между тем становился настоящим русским духовным центром в Юрьеве. С благословения преосвященного Платона в нём были начаты чтения по воскресеньям, после вечерни. Они знакомили слушавших с жизнью и подвигами русских святых — преподобных Антония и Феодосия Печерских, святителя Стефана Пермского, преподобного Сергия Радонежского, св. патриарха Гермогена, преподобного Серафима Саровского. Три первые чтения были проведены мною…»16 — вспоминал Лаппо. «Но забот требовала и Свято-Исидоровская церковно-приходская школа. Нужно было не только содержать и отапливать довольно большое здание, но и найти и учителей для школы, не говоря уже о постоянных хлопотах перед германскими властями, поначалу совершенно не признававшими за русскими прав на свою особую школу. Всё было преодолено настоятелем и Приходским Советом… были найдены два бесплатных преподавателя — студент Юрьевского университета И. И.Ааппо (И. И. Лаппо-младший, сын профессора. — Л. Д.) и полковник Н. Н. Петров… Несмотря на все препятствия, учебный год был благополучно закончен…»17.
Последовала эвакуация Юрьевского университета в Воронеж двумя поездами 17 июля и 31 августа 1918 года. Через десять лет воспоминания о ней, хотя и мельком упомянутой, полны горечи и скрытого протеста: «В июле 1918 года я уехал из Юрьева, вместе с личным составом Университета, сданным германцами большевикам и переведённым ими в Воронеж»18. Интонация этих воспоминаний, обусловленная опытом гражданской войны и эмиграции, отличается от непосредственных впечатлений 1918 года, отраженных в письмах, посланных по свежим следам из Воронежа (см. ниже). В Воронеже профессор И. И. Лаппо продолжил работу во вновь организованном Воронежском университете19, где он входил в состав созданной летом 1919 года кафедры новых европейских обществ. Однако в условиях гражданской войны дальнейший его путь лежал в эмиграцию, где — сначала в Праге и затем в Каунасе — он продолжил свои исследования и преподавательскую деятельность.
В публикуемых письмах И. И. Лаппо к его учителю С. Ф. Платонову отражены юрьевский и воронежский периоды жизни, а также тесные связи как с петербургским, так и с московским кругом историков начала XX века. Здесь и деловые письма, связанные с различными организационными вопросами, и письма исповедального характера, где ученик раскрывает перед учителем свой взгляд на путь в науке, и обмен новостями академической сферы с откровенной личной оценкой их характера. Если поначалу они более сдержанны и сосредоточены на деловых взаимоотношениях, то со временем, возрастом, университетским стажем они становятся более доверительными, дружескими, принимают более личный характер. Письма расположены в хронологическом порядке.
Людмила Дубьева. «В ближайшем к Петербургу университетском городе».// «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 9, страницы 140-146
Скачать текст
Примечания
- Из письма И. И.Лаппо С. Ф. Платонову от 27.12.1910 (Российская национальная библиотека. Ф. 585 Платонов С. Ф. Оп. 1. Д. 3344. Л. б). Статья, подготовка писем И. И. Лаппо к публикации и комментарии осуществлены при поддержке научного проекта РиТ428 (Эстония).
- OP РНБ. Ф. 585. On. 1. Д. 1861. Л. 1-3.1904.
- Вернадский Г. Русская историография. Москва: Аграф, 1998. С. 173.
- Kruus Н. Ajaratta uutes ringides. Mälestusi 1907-1917. Tallinn: Eesti Raamat, 1979. Lk 135.
- Письма профессора И. И. Лаппо И. Я. Спрогисуиз Юрьева (1906-1912). Публикация и комментарий Л. В. Дубьевой // Балтийский архив. Т. IX. Вильнюс: Изда-тельство Вильнюсского университета, 2005. С. 404.
- Дружинин Василий Григорьевич (1859-1936) — историк, археограф, правитель дел (1903-1926), товарищ председателя Археографической комиссии (1926-1929), чл.-кор. АН (1920), близкий друг С. Ф. Платонова, с которым И. И. Лаппо состоял в активной переписке.
- ПФА РАН. Ф. 133. Оп. 2. Д. 62. Л. 29.
- Литовская метрика. Отд. 1 -2. Часть третья. Книга записей. Т. 1. [Ред. И. И.Лаппо.] Юрьев, 1914. IV, 895, 44 с. (Русская историческая библиотека, издаваемая Императорскою Археографическою комиссиею. Т. 30).
- Лаппо И. И. Литовский статут в московском переводе-редакции. Юрьев: К. Маттисен, 1916. XXX, 395 с. См. также: Лаппо И. И. Литовский статут в москов¬ском переводе-редакции // Летопись занятий Императорской Археографической Комиссии за 1915 год. Вып. 28. СПб., 1916 [паг. 4-я]. С. XXX, 395 с.
- ПФА РАН. Ф. 133. Оп. 2. Д. 62. Л. 82-92.
- Лаппо И. Памяти протоиерея о. М. Блейве // Памяти новых мучеников за веру, пострадавших в Юрьеве 14 января 1919 г. Проповеди протоиерея о. Михаила Блейве, настоятеля Юрьевск[ого] Успенского собора. [Юрьев]: Издание Приход¬ского Совета Юрьевского Успенского Собора, [1928]. С. 15-16.
- Сестра И. И. Лаппо Мария Ивановна была замужем за В. И. Яцкевичем (1861-1924). В. И. Яцкевич — историк церкви, директор канцелярии обер-про-курора Св. Синода (1910-1917), директор Департамента по делам Православной церкви Министерства вероисповеданий Временного правительства (1917), участник Священного Собора Российской Православной Церкви (1917-1918), сотруд¬ник ЛО ЕГАФ (1918-1923), учёный секретарь Археографической комиссии РАН (1921).
- Лаппо И. Памяти протоиерея о. М. Блейве. С. 14.
- Лаппо И. Памяти протоиерея о. М. Блейве. С. 16.
- Tartu ülikooli ajalugu. Tallinn, 1982. Kd. 2:1798-1918. Lk. 319.
- Tartu ülikooli ajalugu. Tallinn, 1982. Kd. 2:1798-1918. Lk. 19.
- Tartu ülikooli ajalugu. Tallinn, 1982. Kd. 2:1798-1918. Lk. 20.
- Лаппо И. Памяти протоиерея о. М. Блейве. С. 21.
- В личном деле профессора И. И. Лаппо, хранящемся в Центральном государственном архиве Литвы (Центральный государственный архив Литвы (Lietuvos Centrinio Valstybes archivo). Ф. 631. On. 3. Ед. xp. 378. Л. 6 об.), годы работы в Юрьевском (Тартуском) университете указаны как 1905-1919, хотя он покинул Юрьев 17 июля 1918г., а работа университета была прервана ещё раньше.