Ренэ Герра. Н. И. Исцеленнов — архитектор, художник и книжный график

2,887 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

 

 

 

 

 

Рене Герра. Филолог-славист. Коллекционер.

 

Цветные вкладки к статье Ренэ Герра «Н. И. Исцеленнов — архитектор, художник и книжный график»

15 марта 1973 года, узнав из объявления в парижской эмигрантской газете «Русская мысль» о том, что 25 марта Н. И. Исцеленнов прочтёт доклад «Колокольный звон — глас Церкви», я решил пойти в приход­ской католический зал Св. Марии в XVI округе Парижа. Я, конечно, тогда уже знал, что художник-архитектор Исцеленнов долгие годы был пред­седателем общества «Икона», но моя тогдашняя задача была — выяс­нить, является ли докладчик автором иллюстраций для уникальной книги А.  М. Ремизова «Пляс Иродиады», изданной в Берлине в 1922 году.

В этот знаменательный для меня день блестяще выступал потомственный русский интеллигент — сухощавый, старомодно­элегантный. В конце лекции я к нему подошёл и задал отчасти неумест­ный вопрос: «Не вы ли оформляли 50 лет назад книгу Ремизова?» Услышав это, Николай Иванович, которому уже было почти 82 года, слегка смутился: «Вы первый человек, который за все эти годы вспом­нил об иллюстрациях к этой книге», — сказал он и тут же предложил встретиться у него дома.

Дарственная надпись Н. Исцеленнова на экземпляре книги «Пляс Иродиады». Париж, 1973

В назначенный день и час я пришёл к нему на улицу Генего в VI округе. Хозяин меня радушно принял и представил своей жене, художнице М. А. Лагорио. Это первое чаепитие у них было незабываемо! Я как будто перенёсся в дореволюционный Петербург — старинная русская мебель, фарфор, картины, портьеры и мягкая задушевная беседа двух петербурж­цев. Начался рассказ о жизни в русском Берлине начала 1920-х годов, о «Доме искусств», об издательстве «Трирема», о русском довоенном Париже, об обществе «Икона» и его выставках, лекциях, статьях в журнале «Возрождение» и в газете «Русская мысль». В конце беседы, любезно над­писав экземпляр «Пляс Иродиады»: «Ренэ Юлиановичу Герра от автора этих рисунков в Париже, 1973 г. Арх. худ. Н. Исцеленнов», — хозяин неожиданно вышел в соседнюю комнату и появился с заранее приготов­ленным пакетом и торжественно протянул его мне. В пакете была руко­пись А. М. Ремизова, которая у него полвека хранилась. Это был для меня поистине царский подарок. Я был тронут им; а ещё тем, что Николай Иванович увидел, понял: перед ним читатель-почитатель великого рус­ского писателя, и сия рукопись найдёт достойное место в моём собрании и украсит мою «ремизовиану».

Мы ещё несколько раз встречались в Париже и у меня в Медоне. Н. И сцеленнов увлечённо рассказывало своих встречах с И. Я. Билибиным, П. П. Муратовым, В. П. Рябушинским, Д. С. Стеллецким. Для меня осо­бенно интересен был рассказ о Муратове — из-за его давней дружбы с Б. К. Зайцевым, которому он посвятил свои «Образы Италии».

Естественно, я задавал Н. Исцеленнову всевозможные вопросы о книгах, которые он оформлял в Берлине, так как эта тема меня уже тогда волновала. Ведь он одним из первых художников-эмигрантов сделал иллюстрации для «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (Берлин, книгоиздательство «Нева», 1922) и тем самым вписал своё имя в один ряд с именами А. Алексеева, А. Бенуа, И. Билибина, Н. Гончарова, М. Добужинского, Л. Зака, Н. Зарецкого, Б. Зворыкина, И. Лебедева, В. Ле Кампион, В. Масютина, С. Соломко, А. Старицкой, В. Шухаева — прославленных иллюстраторов пушкинианы: «Пиковойдамы», «Сказки о золотом петушке», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Повестей Белкина, «Сказки о царе Салтане», «Медного всад­ника», «Бахчисарайского фонтана», «Арапа Петра Великого», «Руслана и Людмилы», «Домика в Коломне», «Пира во время чумы», «Гробовщика», «Капитанской дочки».

Берлин начала 1920-х годов, который Владислав Ходасевич назвал «мачехой русских городов», стал для Исцеленновых не просто «пере­валочным пунктом» и «узловой остановкой» на маршруте Петербург – Париж. Берлинский этап их жизни оказался в высшей степени насыщен­ным и плодотворным. Они здесь вошли в Совет Дома искусств (аналог Петроградского на Мойка, 59), действительными членами которого были писатели и публицисты А. Белый, А. Вишняк, М. Горький, 3. Гржебин, Р. Гуль, А. Даманская, Н. Крандиевская-Толстая, Н. Минский, А. Ремизов, П. Сувчинский, А. Толстой, Л. Шестов, И. Эренбург, С. Эфрон, А. Ященко и др., а также художники К. Богуславская, В. Масютин, Н. Миллиоти, И. Пуни,П. Хентоваидр. Среди 83 ассоциированных членов Совета (члена- соревнователя) были художники А. Арнштам, К. Дыдышко, С. Залшупин и др. Можно прочесть в двух редчайших «Бюллетенях Дома искусств» (1922), что на вечерах неоднократно выступали (сначала в большом кафе «Ландграф» на Курфюрстенштрассе, 75, потом на Ноллендорфплац в кафе «Леон») Г. Адамович, А. Белый, Г. Иванов, А. Ремизов, Ф. Степун, А. Толстой, И. Эренбург (а также и Н. Исцеленнов); читали свои стихи А. Белый, С. Есенин, Н. Минский, Б. Пастернак, Вл. Ходасевич, М. Цветаева, И. Эренбург.

В Берлине в своём издательстве «Трирема» Н. Исцеленнов выпу­стил в 1922 году альбомы рисунков «Московские типы», а в 1923 году «Берлинские уличные типы» и автолитографированную книгу «Екклезиастъ» (отпечатано 100 нумерованных и подписанных художником экземпляров). В моём собрании хранится экземпляр № XIII с дарственной надписью: «Ренэ Юлиановичу Герра на память о встрече в Париже в мае 1973 г.Н. Исцеленнов».

В ходе наших бесед я узнал, что Николай Иванович родился в Иркутске 31 мая (12 июня) 1891 года. Его отец Иван Фёдорович Исцеленнов был купцом II гильдии и городским головой Иркутска. В 1909 году Николай окончил Иркутскую гимназию и поступил на архитектурное отделение Академии художеств. В 1911 году он был уже помощником архитектора по реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме, в 1913-1914 годах спроектировал храм Николая Чудотворца при подворье Палестинского общества в Петербурге (его проект был лично одобрен Государем). В декабре 1917 года, по окончании Академии, Н. Исцеленнов получает звание архитектора-художника за проект Военно-исторического музея в столице. Тогда же он успел выполнить две графические работы под одинаковым названием «Архитектурная фантазия», которые хранятся в Третьяковской галерее.

В 1920 году Н. Исцеленнов бежал с матерью по льду Финского залива в Финляндию. В Хельсинки он женился на художнице Марии Александровне Лагорио, ставшей верной спутницей всей его жизни. Она училась в Петербурге у И. Я. Билибина, Е. Е. Лансере, Н. К. Рериха, а в Петрограде участвовала в выставках «Мира искусства» в 1915 и 1917 годах.

Теперь я жалею, что мало говорил с ней, что по молодости недоста­точно интересовался творчеством Марии Александровны. Дело в том, что она была очень скромной, молчаливой, застенчивой и почти всегда остава­лась как бы в тени своего блистательного, красноречивого и обаятельного супруга. У меня тогда уже были книги с её потрясающими иллюстрациями: Oscar Wilde «Dorian Grays Porträtt» (Helsingfors, 1921); «12 Zeichnungen», литографический альбом (Берлин, изд. «Трирема», 1922); «Kikimora Erotique» (Берлин, изд. «Трирема», 1923); «Царица Тамара», поэмы М. Ю. Лермонтова с гравюрами на дереве (Берлин, изд. «Трирема», 1923). Книга Э.Т.А. Гофмана «ДонЖуан» (Берлин, изд. «Вальтер, Ракинт и К°», 1923) — с посвящением: «На память Ренэ Юлиановичу Герра о наших встречах. М. Лагоріо. 1974». Вместе с мужем М. Лагорио выставляла ориги­нальную книжную графику: показала серию гравюр на дереве и линолеуме в Берлине в кабинете графики Генриха Триттлера, в Мюнхене в галерее нового искусства Ганса Гольца и во Франкфурте-на-Майне.

После берлинского периода Исцеленновы переехали в Прагу. Там они выполнили проект декораций к опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для пражской Немецкой оперы, где их предшественниками были Г. А. Пожедаев и М. Ф. Андреенко. Пожедаев в 1920 году выполнил декора­ции для труппы Анны Павловой. М. Ф. Андреенко в 1921-1923 годах рабо­тал главным декоратором русского Камерного театра, для которого офор­мил десяток спектаклей, а в 1922 году, уже в пражской Немецкой опере, сделал декорации к первой постановке оперы П. Хиндемита «Нуш-Нуши». В декабре 1924 — январе 1925 года состоялась новая совместная выставка Н. Исцеленнова и М. Лагорио.

В Праге Николай Иванович сблизился с С. Я. Эфроном, и они вместе с режиссёром-англичанином А. Бреем пытались создать театр-студию, в которой предполагалось поставить драму «Царь Максимилиан» А. Ремизова и «Метель» М. Цветаевой. Увы, эта затея провалилась. Зато тогда же, в 1924 году, в известном русском издательстве «Пламя» выходит поэма-сказка М.И. Цветаевой «Молодец» с изящной обложкой работы Н. И. Исцеленнова.

В октябре 1925 года Исцеленновы наконец прибыли в Париж — сто­лицу Русского Зарубежья, где и закончились их скитания. Об их обще­ственной деятельности этого периода можно узнать из русских эмигрант­ских газет. Там, например, можно прочесть сообщение о том, что б мая 1926 года в Русском художественно-промышленном институте состоя­лось собрание русских художников и был зачитан доклад председателя собрания директора института Н.В. Глобы «О русском национальном художестве», а среди присутствующих были художники: И. Билибин, Б. Билинский, Б. Григорьев, К. Коровин, Н. Миллиоти, С. Соломко, Экстер и Н. Исцеленнов с М. Лагорио-Исцеленновой.

Н. Исцеленнов и М. Лагорио. Париж, 1973

Знакомство Н. И. Исцеленнова с председателем общества «Икона» П. Рябушинским во многом определило его дальнейшую судьбу.

Главными задачами общества «Икона» были изучение и охрана древней иконы, сохранение иконописной традиции и восточнохристианского искусства и способствование ознакомлению западного мира с иконописанием. Первое учредительное собрание общества состоялось 24 июня 1927 года. Среди основателей и членов первого Совета общества были также: И. Я. Билибин, С. К. Маковский, П.П. Муратов, Д. С. Стеллецкий,

С.  Н. Третьяков, кн. Г. Н. Трубецкой, кн. С. А. Щербатов (в 1929 году завер­бованный ИНО ОГПУ и в 1937-м замешанный в похищении генерала Е. К. Миллера, руководителя РОВСа). Почётными попечителями были вел. кн. Ксения Александровна и митрополит Евлогий, а в почётные члены были избраны французские академики Милле и Брейе и русские профес­сора А. Н. Грабар и Н.Л. Окунев.

Общество «Икона» объединило как ценителей русской ста­рины, так и иконописцев. Почти сразу после его основания туда вступили Н. В. Глоба, С. А. Щербатов, иконописцы кн. Е. С. Львова, Ю. Н. Рейтлингер, Т. В. Ельчанинова, Г. В. Морозов, С. Я. Рыжкова-Чекунова, прославленный о. Григорий Круг и Л. А. Успенский. Николай Иванович стал старостой иконописной мастерской, а в 1951 году пред­седателем общества. Главными в общественной деятельности «Иконы» были: организация публичных докладов (за всё время — больше 50), изда­ние каталогов и брошюр по православной иконе, проведение выставок (общим числом 35). На этих, говоря современным языком, презентациях старинные иконы соседствовали с современными, написанными париж­скими иконописцами-эмигрантами.

Дарственная надпись Н. Исцеленнова с рисунком

Н. Исцеленнов начал выступать с публичными лекциями ещё до войны. Перелистывая русскую эмигрантскую периодику того вре­мени, читаем объявления о его лекциях, то в газете «Последние новости», то в «Возрождении» или «Иллюстрированной России», а после войны в газете «Русская мысль». Вот темы некоторых из них: «Росписи русских храмов» (29.11.1938); «Храм, построенный Святым Владимиром, и его зна­чение для последующей русской церковной архитектуры» (21.03.1939); «Иконостас в русской церкви» (18.04.1948); «Искусство иконы, осо­бенности её и традиции и отношение к архитектуре» (30.12.1948); «О преемственности деятельности общества „Икона“» (31.07.1949); «Иконографический смысл древних русских иконостасов» (26.02.1950); «Сказ об иконе Феодоровской Божией Матери» (17.12.1950); «О воз­вращении к древней русской архитектуре и традиционным иконам в С.-Петербурге в 1904-1914 гг.» (20.12.1953); «Об Академии художеств, о развитии русского искусства в царствование Екатерины II, о русском церковном зодчестве» (08.11.1958); «Расхождение искусств Западной и Восточной церквей» (20.12.1959); «Об иконописании» (25.12.1960); «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванный Рублёв», по случаю 600-летия со дня рождения (26.03.1961); «Колокольный звон — глас церкви» (июнь 1961); «История возрождения иконописа- ния» (17.12.1961); «О каноничности икон» (19.12.1965); «Проблема кано­ничности иконописи» (30.01.1966); «О положении Византии в пери­оды иконоборчества, о торжестве православия, о начале канонической иконы» (27.03.1966); «Принципы православного церковного искусства» (27.03.1966); «Иконы русских святых» (24.04.1966); «Памяти покровителя иконописцев преподобного Иоанна Дамаскина» (18.12.1966); «О кон­стантинопольских мозаиках» (10.12.1967); «Облик греческих храмов и их сравнение с русскими» (01.12.1968); «Об архитектуре русских храмов» (06.03.1970); «Иконы и стенопись в православных храмах» (15.03.1970); «О колокольном звоне» (14.11.1972); «Рождественская радость в ико­нописи и песнопениях» (23.12.1973); «О мозаиках собора Св. Марка в Венеции» (14.12.1975).

В конце 1970-х годов случайно я нашёл в Париже часть архива русской масонской ложи «Гермес» (третьей по счёту после «Астреи» и «Северного Сияния»), Из этих документов я узнал, что и И. Исцеленнов стал «воль­ным каменщиком» (безусловно, под влиянием основателей общества «Икона»), Он был посвящён 30 ноября 1929 года, а 9 мая 1930-го возве­дён во 2-ю степень. С 6 декабря 1929 года он работал под руководством досточтимого мастера ложи И. И. Фидлера; в 1932 году Н. Исцеленнов — 2-й дьякон, в 1932-1933 годах — 2-й обрядоначальник, в 1934-м — 2-й экс­перт. В ложе «Гермес» он прочитал доклады «О современности с точки зрения искусств» (20.03.1932) и «Человек как носитель творческой энер­гии» (06.05.1935). Членом ложи он оставался до 1936 года.

В конце 1920-х годов Исцеленновы расписывали фарфор в стиле рус­ского модерна для фабрики кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья». Их картины и фарфоровые изделия были выставлены рядом с работами Анненкова, Бакста, Бенуа, Билибина, Бушена, Гончаровой, Григорьева, Добужинского, Зака, Коровина, Ларионова, Малявина, Миллиотти, Пуни, Серебряковой, Сомова, Стеллецкого, Чехонина, Шухаева, Яковлева и др. на престиж­ной выставке старинного и современного русского искусства в брюссель­ском Дворце изящных искусств, в 1928 году. В моём собрании хранится каталог этой выставки с надписью Н. Исцеленнова: «Ренэ Юліановичу Герра. Время не идёт – время стоит, это жизнь идёт. Сентябрь 1978. Н. Исцелленовъ».

В это же время и до конца 1930-х годов Исцеленнов бесплатно про­ектировал и строил православные храмы: храм-памятник во имя Святого и Праведного Иова Многострадального в Брюсселе, возведённый в память царя-мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой вла­стью в смуте убиенных (заложен в январе 1936 года, был вчерне завершён в 1937-м, освящён только в 1950 году); храм св. Александра Невского – также в Бельгии, в Льеже (росписи и убранство выполнены по эскизу Н. Исцеленнова; иконы В. В. Сергеева, кн. Е. С. Львовой, Ю. Н. Рейтлингер; освящён в 1934 году; в 1953-м был выстроен новый храм при участии Н. Исцеленнова); звонницу Сергиевского подворья в Париже. Занимался он и отливкой церковных колоколов, росписью фресок, исполнением иконостасов. По его проекту были созданы иконостасы храма Знамения Божией Матери в Париже, Ильинской церкви на православном кладбище в Хельсинки, а также в русском православном храме св. Троицы, устроен­ном в часовне замка принцессы Доротеи, будущей жены Павла I импера­трицы Марии Фёдоровны, в Монбельяре.

Его картины вместе с работами А. Белобородова, А. Бенуа, И. Билибина, О. Браза, Н. Гончаровой, М. Добужинского, К. Коровина, П. Мансурова, 3. Серебряковой, К. Терешковича, П. Шмарова были показаны в Париже, в известной галерее «D’Alignan» на улице Ла Боэси, в июне 1931 года. Работы М. Лагорио и Н. Исцеленнова участвовали в ретроспективной выставке русского искусства XVIII-XX веков в Праге в 1935 году. В моём собрании уникальный экземпляр каталога с автогра­фами Д. Бушена, Л. Зака, Н. Исцеленнова, М. Лагорио, Т. Логиновой, А. Серебрякова. В 1948 году Н. Исцеленнов показал на 30-й выставке общества «Икона» картины и рисунки на темы русской церковной архитектуры. Выставлялся с женой и в Большом дворце на Салоне Независимых с 1951 по 1959 годы.

В 1933 году Н. Исцеленное вошёл в секцию художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции для юридической защиты профессиональных интересов и авторских прав русских худож­ников. В правление секции, возглавляемое И. Билибиным, вошли: К. Вещилов, С. Жуковский, А. Лаховский, Г. Шильтян. В секцию, кроме Н. Исцеленнова, записались А. Бенуа, Д. Бушей, Б. Григорьев, Н. Исаев, К. Коровин, гр. А. Ланской, Н. Миллиотти, П. Нилус, И. Пуни, 3. Серебрякова, Д. Стеллецкий, К. Тереш-кович, кн.А. Шервашидзе, П. Шмаров, кн. С. Щербатов и др.

После смерти В. П. Рябушинского (7 октября 1955 года) Исцеленнов написал блестящую статью «Памяти Владимира Павловича Рябушинского», напечатанную в литературно-политическом журнале «Возрождение» (Париж, 1955, ноябрь, № 47), с которым он сотрудничал с марта 1955 по ноябрь 1958 года. Его статьи («О русской иконописи», «Храм Василия Блаженного», «Смертию смерть поправ: Православные иконы Воскресения Христова», «Судьба Петербурга по его соборам», «Вера, Надежда, Любовь и София-Премудрость Матерь их», «О храмах, куполах и многоглавии», «Сказ о Феодоровской Иконе Пресвятой Богородицы Умиления», «Архитектурный отдел Академии художеств», «Кремль») всегда открывали очередной номер журнала.

На общем годичном собрании «Общества охранения русских куль­турных ценностей» под председательством Д. П. Рябушинского 20 января 1956 года Н. И. Исцеленнов был избран в члены-основатели, а с ним вместе академики А. Н. Грабар, А. А. Лампе и кн. В. В. Тенишев. В 1961 году вышла книга «Слова и поучения блаженной памяти Митрополита Владимира» с обложкой работы Н. И. Исцеленнова под редакцией моего покойного друга П.Е. Ковалевского, автора прекрасной книги «Зарубежная Россия» (Париж, 1971). Для второго тома этой же книги по предложению автора Исцеленнов написал главу об обществе «Икона» в Париже. Экземпляр этой книги 1973 года с автографами П. Ковалевского и Н. Исцеленнова также хранится в моей библиотеке.

В один прекрасный день Николай Иванович подарил мне одну из своих картин начала 1930-х годов — «Монастырь», которую, в память о моём покойном друге, я счёл своим долгом включить в каталоги выставок: «Они унесли с собой Россию… Русские художники-эмигранты во Франции. 1920-1970. Из собрания Ренэ Герра» (Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1995); «Русское искусство в изгнании в Париже. 1920-1970. Из собрания Ренэ Герра» (Париж, Люксембургский дворец, 1995); «Изгнание русской живописи во Франции. Из собрания Ренэ Герра» (Ницца, Музей современного искусства, июнь — сентябрь 1995).

В одну из наших встреч я показал Николаю Ивановичу книгу воспо­минаний художника Владимира Милашевского «Вчера, позавчера» (изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1972), в которой я неожиданно нашёл несколько строк о нём: «Архитектор Целенов носил бархатный пиджак в талию, с весьма длинными полами. Из рукавов выглядывали кружевные манжеты. В некоторых торжественных случаях носился и белый кружев­ной платочек на шее. В случаях же обыденных он „просто“ повязывал пышным бантом чёрный шёлковый платок, который ещё скалывался римской камеей из двухслойного оникса. На пальце перстень с резным, тоже римским камнем. Что твой Онегин, а может, и сам великий Росси!» Н иколай Иванович, человек сдержанный, растрогался, прочтя о себе, — наверное, перед ним воскресли давние годы его молодости в Петербурге.

Ренэ Герра в гостях у Н. Исцеленнова. Париж, 1974

В последние годы жизни, ещё работая инженером строительного общества Кандаурова, Н. Исцеленнов выполнял расчёты для строительства Монпарнасской башни и, как и Альберт Александрович Бенуа, проектиро­вал много гражданских построек.

Из-за преклонного возраста и разных недомоганий он вместе с женой переехал в 1979 году в русский дом престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа. Николай Иванович Исцеленнов скончался 24 февраля 1981 года, не дожив три месяца до своего девяностолетия, и был похоронен на местном кладбище.

Благодаря своему многогранному таланту, энергии и творчески насы­щенной жизни архитектор, художник, книжный иллюстратор, искусство­вед, общественный деятель Н. И. Исцеленнов, видная фигура Русского Зарубежья, поистине вписал своё имя в его славную историю.

Ницца, ноябрь 2011 года

Ренэ Герра. Н. И. Исцеленнов — архитектор, художник и книжный график. // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 7, страницы 237-246

Цветные вкладки к статье Ренэ Герра «Н. И. Исцеленнов — архитектор, художник и книжный график», прилагаемые в печатном издании

© Ренэ Герра

Дарственная надпись Николая Исцеленнова Ренэ Герра на рукописи А. Ремизова

“Пляс Иродиады”. Рукопись А. Ремизова

Росчерк А. Ремизова для книги “Пляс Иродиады”

А. Ремизов. “Пляс Иродиады”. Трирема. Берлин, 1922. Экземпляр, раскрашенный Исцеленновым

А. Ремизов. “Пляс Иродиады”. Трирема. Берлин, 1922. Дарственная надпись Н. Исцеленнова

А. Ремизов. “Пляс Иродиады”. Трирема. Берлин, 1922. Титульный лист, раскрашенный Н. Исцеленновым

А. Ремизов. “Пляс Иродиады”. Трирема. Берлин, 1922. Экземпляр №XVII, раскрашенный Н. Исцеленновым

А. Ремизов. “Пляс Иродиады”. Трирема. Берлин, 1922. Шрифт и рисунки Н. Исцеленнова

А.С. Пушкин. “Пиковая дама”. Нева. Берлин, 1922
А.С. Пушкин. “Пиковая дама”. Нева. Берлин, 1922. Дарственная надпись Н. Исцеленнова

Н. Исцеленнов. Иллюстрация к “Пиковой даме”. Нева. Берлин, 1922

Н. Исцеленнов. Альбом автолитографированных рисунков “Московские типы”. Трирема. Берлин, 1922

“Московские типы”

“Московские типы”

“Екклезиаст”. Трирема. Берлин, 1923

“Екклезиаст”. Дарственная надпись Н. Исцеленнова

“Екклезиаст”

Н. Исцеленнов. Иллюстрация к книге “Екклезиаст. Несколько избранных мест”

М. Цветаева. “Молодец”. Пламя. Прага, 1924. Обложка Н. Исцеленнова

Каталог выставки старинного и современного русского искусства. Брюссель, 1928

Каталог выставки старинного и современного русского искусства. Брюссель, 1928

Каталог ретроспективной выставки русского искусства. Прага, 1935

Каталог ретроспективной выставки русского искусства. Прага, 1935

“Возрождение” № 72. Дарственная надпись Н. Исцеленнова

“Возрождение” № 73. Надписи А. Величковского и Н. Исцеленнова

“Возрождение” № 73. Дарственная надпись Н. Исцеленнова

“Возрождение” № 72. Надписи К. Беклемишевой и Н. Исцеленнова

“Слова и поучения блаженной памяти Митрополита Владимира”. Париж, 1961. Обложка Н. Исцеленнова

Дарственная надпись Н. Исцеленнова

Каталог выставки “Русские иконы”. Париж, 1954-1955. С дарственной надписью Н. Исцеленнова

Н. Исцеленнов. Монастырь. 1930-е гг. Гуашь. Коллекция Р. Герра

Скачать текст