Поделиться "Сергей Дыбов. Франция хранит могилы белых и красных русских"
3,914 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Родился в 1964 году. По образованию инженер-геолог-эксперт. С 1996 года проживает во Франции – в городе Булонь-сюр-мер, департамент Па-де-Кале. Ответственный по международным отношениям компании «Группа СБ» (Карьер дю Булёнэ), которая осуществляет горно-металлургическую деятельность в Восточной Европе.
Член ассоциации «Normandie-Niemen», severr.livejournal.com
В мае 2007 года, после событий в Таллинне, связанных с демонтажом памятника Советской Армии, победительницы фашизма, всплыла тема о захоронениях русских и советских солдат за рубежом бывшего СССР. В различных публикациях, в том числе экспертов и военных историков, весьма удивляла цифра, называемая для Франции: всего два таких кладбища.
На первый взгляд, конечно, вполне может возникнуть вопрос, как Франция связана с нашими солдатами, погибшими во время двух мировых войн, в которых она была союзником России и воевала с Германией. Во время Первой мировой войны во Франции воевали русские Особые Бригады. Но основное количество погибших наших солдат как в Первую, так и Вторую мировые войны составляли военнопленные, которые использовались противником на тяжёлых фортификационных работах. Во Франции было более двухсот тысяч советских военнопленных, использовавшихся организацией Тодт на строительстве Атлантического вала, а также на работах в шахтах и рудниках, на металлургических заводах. Почти пять тысяч неизвестных советских солдат, похороненных в Нуай Сан-Мартане, — это заключённые лагеря Шталаг 12 Ф.
Русскими и советскими военными памятниками и мемориалами во Франции я заинтересовался случайно лет десять назад. Поводом к тому явилась статья о британском военном кладбище, напечатанная 11 ноября 1998 года в газете города Булонь-сюр-мер (тут я живу и работаю), приуроченная к 80-летию окончания Первой мировой войны. Так, к своему удивлению, я узнал, что на этом кладбище похоронены не только британские солдаты, но и польские, румынские, немецкие, и в том числе — даже русские.
Тема заинтересовала, и я стал собирать информацию по печатным и сетевым источникам, посещая мемориалы во время многочисленных командировок, поездок в отпуск, обмениваясь информацией с любителями истории Первой мировой войны во Франции и других странах. Вскоре убедился, что, к сожалению, по этому вопросу до сих пор нет не только никакой сводной литературы, но и единого мнения о количестве русских захоронений.
Во Франции сейчас существует три военных кладбища, относящихся к России: это два военных мемориала Второй мировой войны, являвшихся собственностью ещё СССР, ныне перешедшие Российской Федерации — Нуайе-Сан-Мартэн в Пикардии и Валлеруа в Лотарингии; и кладбище Первой мировой войны Мурмелон в Шампани, принадлежавшее организации ветеранов Русского Экспедиционного Корпуса1. Возникшие как советские военные кладбища — Агно2 в Эльзасе и Буле в Лотарингии — ныне в официальных регистрах таковыми они не числятся. Буле, возможно, передано Украине.
Но кроме них существует множество других военных захоронений советских и русских солдат, погибших во время двух мировых войн и находящихся ныне на французских, британских или немецких военных кладбищах. А также сохранилось немало одиночных могил советских участников партизанских отрядов Французского Сопротивления на гражданских кладбищах, которые вообще не поддаются учёту. Все ныне существующие могилы, лишь часть того, что были изначально, и далеко не все они сегодня в хорошем состоянии. Больше повезло тем могилам, которые находятся на иностранных военных кладбищах. Они в относительном порядке, а главное — им ничего не угрожает. А могилы на гражданских муниципальных кладбищах зачастую заброшены, запущены (как братская могила в Камье) и рискуют попасть под снос — во Франции места на кладбищах арендуются и по истечении срока могут быть снесены.
По опубликованным данным французского Министерства обороны во Франции на 71 военном некрополе Первой мировой войны похоронены 6459 русских солдат и на 14 военных кладбищах Второй мировой — почти 6000 советских солдат. Из них 8 — смешанные некрополи Первой и Второй мировых войн.
По данным общественной организации MemorialGenWeb3, занимающейся созданием электронного регистра военных некрополей, во Франции насчитывается 47 мест захоронений русских солдат Первой мировой и 23 места захоронения советских солдат Второй мировой войн. Ставший недавно доступным в Интернете «Общественный банк данных Мемориал»4 по документам из Центрального архива Министерства обороны СССР упоминает 48 мест захоронений советских солдат Второй мировой войны во Франции. И, наконец, по данным Генерального Консульства РФ в Страсбурге только в Эльзасе и Лотарингии находится 47 военных кладбищ с останками русских и советских солдат.
Нетрудно заметить, что приведённые выше данные не совпадают вообще никак. Все они неполные и односторонние. Министерство обороны Франции учитывает только военные некрополи, находящиеся на его балансе, и не учитывает некрополи, находящиеся на балансах муниципальных служб. Например, военный некрополь в городе Дуэ (Па-де-Кале), на котором похоронено 112 солдат русской императорской армии, вообще отсутствует в изданном справочнике. Также многие солдаты Первой мировой войны, оказавшиеся во Франции и потерявшие своё государство в результате революций, числятся как солдаты французской армии, что справочник тоже не отражает. Так, на военном некрополе в Вузье, который находится неподалёку от известного Мурмелона, 56 русских солдат похоронены на отдельном русском участке некрополя, в то время как ещё 52 — похоронены среди французских солдат и не учтены регистром. Нередки случаи, когда могилы переносились с деревенских кладбищ и на одном кресте воспроизводились две или три фамилии, которые французы регистрировали как одну. Такое можно видеть в Сен-Квентине, где похоронено 128 русских военнопленных Первой мировой войны, умерших в немецком лагере, по официальным данным числится только 117. Кроме того, официальные французские регистры, как правило, составляют алфавитные списки без разделения по государственной принадлежности.
Общественная организация MemorialGenWeb пользуется услугами добровольцев, которые не всегда достаточно добросовестно обрабатывают свои данные, и в связи с этим несколько русских военных некрополей у них числятся как французские. И продолжают числиться таковыми, несмотря на неоднократные обращения. Но эти же добровольцы помогли обнаружить и множество одиночных могил на гражданских кладбищах. Таких, например, как лейтенанты Деренвенский (вернее всего, Деревенский, но так написано на могиле и на городском памятнике) и Браж (департамент Уаза).
Министерство обороны СССР проводило учёт похороненных во Франции советских солдат уже в годы перестройки, но при этом напрочь игнорировало могилы Первой мировой войны даже на смешанных русско-советских военных кладбищах. На военном некрополе Пьерпон (департамент Мёрт и Мозель) похоронено 493 солдата, погибших в Первую мировую войну, и 58 — погибших во Вторую мировую, но Министерство учитывает только последних. Или взять крупнейший русский военный некрополь во Франции в г. Мец (департамент Мозель), где похоронено 1280 русских и 443 советских солдата, — Министерство упоминает только одну из двух братских могил последней войны.
В Абурдене, где могилы солдат двух войн расположены вперемешку, советский военный атташе переписал только фамилии, относящиеся ко Второй мировой. Учётная карточка датирована июлем 1991 года, но до сих пор не претерпела ни каких изменений. Также в данных Министерства до сих пор фигурируют солдаты, похороненные первоначально на русском кладбище в Мурме- лоне, а затем перезахороненные на Советском мемориальном кладбище Нуайе-Сан-Мартэн. Этот мемориал был создан уже в начале восьмидесятых годов. На него предполагалось перенести могилы советских солдат, чтобы их сберечь от уничтожения и обеспечить уход. К сожалению, мемориал по сей день строится, а перенос могил осуществлён лишь частично.
Генеральное Консульство России в Страсбурге во времена возглавления его Владимиром Коротковым провело большую работу по установлению точного числа захоронений, но учитывало лишь французские военные некрополи, не приняв во внимание немецкие и британские. А только в Монтмеди на немецком военном кладбище похоронено 126 русских солдат. Не были учтены также двойные фамилии на крестах.
Мне на сей день удалось собрать информацию о 266 захоронениях воинов русской императорской и советской армий. В это число не входят такое широко известное кладбище, как Сен-Женевьев-де-Буа, и менее известные — Батиньоль (Париж), Пасси (Париж), Аснье (Париж), Кокад (Ницца), Ментону и тому подобные, а также объекты времени войны с Наполеоном, каковых около десятка.
Из этих 266 — 89 кладбищ времени Второй мировой войны и 5 из них с числом похороненных более 1000 человек…
Если называть общие цифры, то на всех кладбищах Франции похоронено около 9000 русских военнослужащих, погибших во время Первой ми ровой войны, и 8000 советских военнослужащих и гражданских лиц, погибших во время Второй мировой войны, не считая концлагерей Бан-Сан-Жан (23000 погибших советских пленных) и Струтхоф (1600 погибших), Британских Нормандских островов, и без учета HiWi5…
На сегодня во Франции установлено 20 памятников погибшим во время войны, из них: 3 — Украиной, 1 — Грузией, 7 — Францией (Норман- дия-Неман); 18 обелисков, 9 мемориальных досок, сделано 6 надписей на военных памятниках, построены: одна церковь, один монастырь (Мурмелон), французскими детьми посажено одно памятное дерево…
Так получилось, что я оказался с семьёй во Франции, к чему не стремился и не был особенно готов, а потому переезд в другую страну стал достаточно серьёзным моральным переживанием. Но когда я узнал о могилах русских солдат, то был потрясён в первую очередь их числом, а уж во вторую — полным забвением. Как-то особенно близко к сердцу принял судьбу советских пленных, которые ходили вот тут же, по тому же городку, что и я, но им было много хуже, чем мне. И вот их могилы безвестны, родина их не помнит, родственникам не предоставляется возможность их отыскать. Я открыл сайт, стал публиковать найденную мной информацию обо всём, что связано с нашей армией во Франции, в память о тех, кто не вернулся с войны, и в назидание живым…
Общая европейская тенденция сегодня направлена на сохранение всех воинских захоронений, а их очень много и в других странах. Но основная проблема здесь в нас самих, и в отношении нашего государства к могилам своих граждан, а тут далеко не всё благополучно. Можно понять, что земельная аренда под любой могилой имеет чётко ограниченный срок использования, и это хоть как-то объясняется реальной нехваткой земли. Но ничем невозможно оправдать брошенные на чужое попечение могилы наших сограждан, русских и советских солдат, свято исполнивших свой долг и получивших за это лишь полное забвение.
Сергей Дыбов. Франция хранит могилы белых и красных русских. // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 4, страницы 381-386
Скачать статью
Примечания
- Частная организация ветеранов, служивших в Первую мировую войну в Русском Экспедиционном Корпусе. Ныне это Ассоциация Памяти Русского Экспедиционного Корпуса, во Франции ей руководит князь Сергей Сергеевич Оболенский. Ежегодно проводят мероприятия в память о русских солдатах, погибших во Франции в Мурмелоне.
- Сейчас это воинский участок гражданского кладбища в городе Агно.
- http://memorial-genweb.org/
- http://obd-memorial.ru/
- HiWi от немецкого Hilfs Willige — Добровольные Помощники — вспомогательный персонал Вермахта, набиравшийся из числа советских пленных. На некоторых немецких военных кладбищах встречаются русские могилы с подобной аббревиатурой.