Александр Вишневский. Возрождение передвижничества в России

2,167 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

За последние два года в культурной жизни не только двух столиц, но и всей России произошло большое событие, интригующее творческое сообщество и вызывающее порой недоумение, а порой и пренебрежение скептиков, — однако бесспорно знаменательное и имеющее за собой большое будущее. Было бы неправильно пройти мимо подобного факта, не обратив на него особое внимания. Речь пойдет о возобновлении передвижнической деятельности российских художников.

Цветные вкладки к статье Александра Вишневского, прилагаемые в печатном издании альманаха

 

В возрождающейся России использование положительного опыта ее прошлого — процесс вполне естественный, и надо приветствовать подобные начинания. Современные передвижные выставки всколыхнули творческую жизнь страны и пользуются большой популярностью, привлекая к себе значительное внимание.

Внедренная русскими художниками более ста лет назад форма добровольной передвижнической деятельности в неменьшей степени была востребована и после того, как в 1923 г. ТПХВ — по проведению своей последней, сорок восьмой выставки — обнародовало декларацию о прекращении существования Товарищества. Оказалось, что форма передвижнической деятельности художников является универсальной для России с ее огромными пространствами, а основанное первыми передвижниками направление в реалистическом искусстве — демократический реализм — востребованным и по сегодняшний день.

Идея возрождения передвижничества прозвучала на небольшой выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в помещении «Севергазбанка» в июне 2005 г. Известный в городе художник Геннадий Павлович Губанов, обращаясь к выступающему искусствоведу В. Н. Выборжанину, обронил фразу:

— А Вы скажете, что мы уже готовы стать преемниками передвижников?..

Валерий Николаевич взял и сказал!

Пресс-конференция в галерее «Виктория», г. Самара. Сентябрь 2007 г.

За осуществление идеи взялись дружно. Большой удачей стало знакомство с молодым и энергичным живописцем Юрием Владимировичем Белозерским, недавно переехавшим в Северную столицу из Великого Новгорода. Удивительный язык живописных работ художника притягивал к себе взгляд зрителей, но главным являлось его небезразличное отношение к судьбе всего отечественного искусства.

Был еще случай, окончательно укрепивший В. Н. Выборжанина в необходимости реализации спонтанно возникшей идеи возрождения передвижничества в России. В самом начале 2006 г., волею случая он оказался в Москве на Чистых прудах. Переполненные урны, разбросанные повсюду пивные банки, стеклянные и пластиковые бутылки из-под различных алкогольных и неалкогольных напитков, осколки, окурки и многочисленные клочья бумаги — «высокохудожественно» заполняли обширное пространство одного из любимейших исторических и культурных мест москвичей. Стало казаться, что и театр «Современник», и театр А. Калягина, и памятник А. С. Грибоедову — все это, составляющее некоторую культурную среду данного пространства, также является лишь обыкновенным мусором для повседневного обитателя этих мест. При мысли, что за какие-то 15 лет реформ Россия потеряла не одно поколение молодежи, В. Н. Выборжанина охватило чувство безысходности, захотелось что-то немедленно предпринять для изменения сложившейся ситуации. Подумалось: «Господи, неужели, это — Москва, сердце булгаковского мира?! И я оказался здесь, в этой дыре… Следовало бы закрыть глаза». — Но такое решение было не в его характере.

Одной из основных причин создавшегося положения Валерий Николаевич считал утрату искусством своих просветительских функций. В возрождении передвижничества он видел лекарство от бездуховности.

Выставка в Центральном доме журналистов России, г. Москва. Февраль-март 2006 г.

О необходимости возрождения Товарищества передвижных художественных выставок высказывались многие. Об этом приходилось слышать не только в столичных кругах, но и в провинции. По всей видимости, идея витала в воздухе. Даже в окружении Зураба Церетели, чья деятельность прямо противоположна целям и задачам передвижничества, высказывались похожие мысли. Многие из художников были готовы участвовать в небольших передвижных выставках, но организовать их не удавалось.

Настало время приступить от слов к делу, замысел созрел и требовал своего скорейшего воплощения. И В. Н. Выборжанин решился взвалить на себя весь груз ответственности и все хлопоты по возрождению деятельности ТПХВ; были у него уже и первые помощники, единомышленники — Геннадии Павлович Губанов и Юрии Владимирович Белозерский.

В условиях современной России начинать осуществление любого некоммерческого проекта, рассчитывая только на энтузиазм его участников, на правильное понимание ими поставленных перед обществом и временем внутренних культурно-просветительских задач, — дело непростое. Государтво с его чиновничьей начинкой самоотстранилось от решения проблем сохранения и развития интеллектуальной и нравственной сторон жизни народа. Для чиновников народ такое же сырье, как лес для целлюлознобумажного комбината. Рассчитывать на помощь здесь не приходилось. Ясно было только одно: необходимо действовать! С чего же начать, и каким должно быть Товарищество художников-передвижников сегодня?

На тот момент, когда первые передвижники в России взялись за осуществление своей благородной миссии, в изобразительном искусстве не было еще совершено тех огромных открытий, которые буквально лавиной обрушились на просвещенное общество вследствие резкого и быстрого технического прогресса и изменившейся физической картины мира в целом. Искусство, веками опирающееся на образы окружающей человека среды и литературные источники, постоянно черпающее из них свои сюжеты, считающее природу и всю осязаемую действительность предметом своего изучения и отображения, — почти одномоментно в конце XIX – начале XX вв. переориентировалось на внутренний мир самого художника. Задачи самовыражения стали теперь основными, давая большую возможность художнику заявить о себе как об индивидуальности. Мир искусства обогатился именами новых талантливейших художников и их шедеврами.

У Елагинностровского дворца-музея, Санкт-Петербург. Февраль-март 2008 г.

Сегодня нельзя избежать влияния на творчество достижений того периода. Но, замкнувшись на проблемах собственной личности, художник при этом лишил себя возможности непосредственно высказывать собственную точку зрения о происходящих событиях внешнего мира. Обычный человек с его нуждами, занятый всегда проблемами своей повседневной жизни, был почти забыт, если не учитывать произведений народного творчества и те направления в современном искусстве, которые не отказались от отображения предметного мира. Искушение формализмом прошло. Естественное стремление человека быть полезным другим людям, оправдывающее его собственное существование и придающее смысл его жизни, невозможно было полностью искоренить из человеческого сознания. Реалистическое искусство, конечно же, не могло исчезнуть, но его позиции в современном мире сильно ослабли. Следствием изобретения новых направлений в искусстве стало и появление многочисленных творческих группировок, порою, откровенно враждующих между собой. Взаимное непонимание друг друга, неприятие и непримиримость (верный признак гордыни) стали почти повсеместны в художественном мире. Критерии таланта и мастерства размылись. Началась откровенная коммерциализация искусства.

На первой самостоятельной выставке ТПХВ XXI (СПб.), Детская школа искусств, г. Выборг. Декабрь 2005 г. — январь 2006 г.

Понимая и искренне переживая все разрушительные последствия создавшейся ситуации, признавая при этом неоспоримые достижения современного искусства. В. Н. Выборжанин столкнулся с необходимостью переосмыслить опыт первых передвижников. Основой идеи возрождения передвижничества оставалась его гуманная миссия просветительства широких слоев населения России, которая и должна была естественным образом объединить художников разных направлений. Также необходимым требованием к самим художникам и к их конкретным работам оставалось высокое качество исполнения работ. Нельзя обойтись и без принципов пред
метного искусства вообще, чтобы не замыкаться в рамках одного только реализма, дать возможность и другим представителям современных неформальных направлений принять участие в возрожденном движении, если, конечно, образцы их не сильно контрастируют с реалистической манерой. Именно предметное искусство, сохраняющее в себе видимые и узнаваемые большинством зрителей формы, находящееся в контексте внешнего мира — обладает социальной и просветительской функциями и отвечает задачам самореализации художника как гражданина.

Новым для передвижничества, современным принципом становился один: недопустимость ни под каким видом конъюнктурного подхода к деятельности передвижников и борьба с коррупционными тенденциями. Именно и только в этой части современные художники-передвижники сознают свою оппозиционность всем другим официальным и неофициальным творческим обществам и союзам, проводящим различные выставки под своими вывесками! Помимо честного подхода к делу, здесь расчет простой и верный: огромное количество талантливейших авторов по всей России пропадают в неизвестности из-за невозможности на сегодняшний день участвовать в художественных выставках, так как выставкомы поражены болезнью переходного периода и ставят перед собой далеко не творческие задачи. Эти-то «отверженные» художники и могут стать костяком всего движения!

С таким подходом и такими основными требованиями соглашались и другие приверженцы возрожденной идеи проведения передвижных художественных выставок.

На выставке в Театральном музее, Москва. Апрель-май 2006 г.

Самыми трудными, по обыкновению, оставались вопросы финансирования и организации. Забегая вперед, надо сказать, что вопрос финансирования хоть и был решен на первое время деятельности Товарищества, однако он остается сейчас самым актуальным. К сожалению, состоятельные люди или недоросли еще при своих средствах до осознания необходимости иметь собственную гражданскую позицию, или все никак не могут определиться: на что в России можно с достоинством пожертвовать ничтожную часть процентов от дохода со своего капитала?

Другая история и совсем другие трудности — с организацией возрожденного движения. Желающих принять участие в передвижных выставках по всей России — масса. Необходим строжайший, бескомпромиссный отбор среди прекраснейших авторов и просто хороших людей. Часть из них может принять участие только в каких-то конкретных выставках. Это касается художников, предлагаемых той принимающем стороной, на чьих выставочных площадях будет располагаться экспозиция.

Перед началом выставочной деятельности было создано и утверждено Правление товарищества из семи человек, выбран председатель, утвержден Устав товарищества и проведена государственная регистрация автономной некоммерческой организации (АНО) «ТПХВ ХХ1 век (СП6)».

Формально первой выставкой современного Товарищества передвижных художественных выставок можно считать ту выставку в помещении «Севергазбанка» в июне 2005 г., где и было впервые объявлено о возрождении передвижничества. Но, в действительности, первой самостоятельной и полноценной выставкой участников возрожденного движения, на которую работы участников отбирались уже по основным трем принципам, стала выставка, организованная в январе-феврале 2006 г. в Детской школе искусств города Выборга. Она же стала и первым полем битвы художников- передвижников нового поколения за свои идеалы и принципы.

Историческое здание знаменитой художественной школы в Выборге было построено финном шведского происхождения архитектором Уно Ульбергом в стиле конструктивизма прямо на скалистом берегу Выборгского залива. Должность директора этой школы на момент проведения выставки исполнял старинный товарищ В. Н. Выборжанина, выпускник мастерской Ю. Непринцева, принципиальнейший Л. И. Бондарик. Не было и тени сомнения в том, что не предвидится ни каких неожиданностей, по обыкновению сопутствующих проведению художественных выставок, и мероприятие пройдет удачно. Но, когда слегка задержавшиеся организаторы выставки появились в интерьерах красивейшего здания школы, их взору предстало неприятное зрелище. За три часа до начала объявленного торжественного открытия один местный художник, знакомый Л. И. Бонда- рика, самовольно развесил свои живописные работы на религиозную тему, заполонив ими все простенки основного выставочного зала. Привезенные же специально для выставки работы художников-передвижников, которые были расставлены для грамотного построения экспозиции вдоль простенков, были собраны и отнесены на второй этаж, а там просто оставлены на стульях! Никакие просьбы снять и переместить не имеющие отношения к выставке картины не действовали на непрошенного гостя. Более того, он и его добровольные помощники грозились устроить настоящий скандал во время открытия, на которое были приглашены телевизионные журналисты, сотрудники различных СМИ и общественность города. Случай почти анекдотический, если пренебречь его возможными последствиями, и достаточно характерный для любого начинания в России. Только невероятная сила воли Ю. В. Белозерского и дипломатичность В. Н. Выборжанина спасли выставку, а по большому счету — и судьбу всего Товарищества. Буквально за час до открытия вся экспозиция заявленной выставки уже находилась на своем месте, и открытие выставки состоялось. Священник, приглашенный на это мероприятие, здраво оценил создавшуюся ситуацию и поддержал своим благословением прибывших на открытие художников.

Началась активная выставочная деятельность объединения современных художников-передвижников «ТПХВ ХХI век (СПб)».

Поражает активность Товарищества на избранном поприще. Известные и неизвестные, дипломированные и недипломированные, преподаватели и ученики — все представители всех направлений изобразительного искусства — за исключением одиозных — выказали свое желание принять участие в возрожденном движении. При очень строгой системе отбора произведений за три года деятельности Товариществу удалось организовать 15 обширных выставок живописи, скульптуры и прикладного искусства. В Москве и ее пригородах, в Санкт-Петербурге и Выборге, в Зарайске, Коломне, Самаре современные художники-передвижники имели несомненный успех, им оказывалась всесторонняя помощь и поддержка. В августе-сентябре 2007 г. участники выставок совершили круиз по Волге, организовывая прямо в интерьерах теплохода полноценные вернисажи для жителей тех городов, к причалам которых подходил комфортабельный теплоход. Именно такого способа проведения передвижной художественной выставки, кажется, еще никто не предпринимал! Ежедневно во время круиза для всех пассажиров, вновь появлявшихся на теплоходе, проводились обзорные экскурсии, читались лекции по живописи, велась разъяснительная работа. Большое количество времени и сил было потрачено отборочной комиссией Товарищества для просмотра и отбора широкого потока новых работ художников. В общей сложности, в работе выставок приняли участие около 110 художников, 70 из которых непосредственно заключили с Товариществом договоры о долгосрочном сотрудничестве.

Сейчас можно подвести первые итоги возрожденной в условиях современной России деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. Практика первых лет напряженной работы, показала, что такая форма участия художников в жизни всей страны по-прежнему способна дать ощутимые положительные результаты. Думается, что, перенимая опыт работы «ТПХВ XXI век (СПб)», подобную инициативу способны проявить и художники других современных направлений в изобразительном искусстве. Народ России крайне талантлив и любознателен, одарен пытливым умом и созидательной энергией. Поддержать его и помочь ему проявить свои творческие качества сейчас может каждый, кто не безразличен к его судьбе. Но и государственные институты обязаны проникнуться положительным значением передвижнической деятельности, не наблюдать отстраненно со стороны за непосильными потугами отдельных энтузиастов, частным образом жертвующих свои скудные средства на возрождение нации.

Задаю вопрос В.Н. Выборжанину, как ему с его немногочисленными добровольцами удается успешно осуществлять такую грандиозную выставочную деятельность, осуществлять большой объем работы по отбору художественных произведений и общаться ежедневно с массой различных людей.

Валерий Николаевич с неизменной загадочностью отвечает:

— Вы понимаете, в своей работе я пытаюсь постоянно применять методы системного анализа, без этого нельзя в современном мире успешно осуществить такой большой проект. Реалии нашего времени таковы, каковы они есть, и от этого никуда не деться.

— А что, по Вашему мнению, означает системный анализ применительно к Товариществу передвижных выставок?

Но об этой особенности, думается, лучше будет поговорить как-нибудь в другой раз…

Александр С. Вишневский

Александр Вишневский. Возрождение передвижничества в России. // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 1, страницы 348-356

Список выставок, проведенных «ТПХВ XXI век (СПб.)»
за три года деятельности товарищества

  • 2005 г.

Июнь — Санкт-Петербург, интерьеры здания «Севергазбанка». Здесь впервые объявлено о возрождении и начале деятельности современного Товарищества передвижных художественных выставок.

Декабрь 2005 г. — январь 2006 г. — Выборг, помещение Детской школы искусств. Первая самостоятельная выставка современных художников-передвижников.

  • 2006 г.

Февраль-март — Москва, Центральный дом журналистов России.

Апрель-май — Москва, галерея Центрального театрального музея России им. А. А. Бахрушина. Выставка прошла под названием «Посвящение театру».

Июль — Зарайск, Дворец культуры им. Героя Советского Союза В. Леонова. Выставка прошла в рамках 3-го Фестиваля искусств им. А. А. Бахрушина.

Август — Москва, в интерьерах здания Министерства культуры Московской области.

  • 2007 г.

Август-сентябрь — теплоход «Михаил Фрунзе», интерьеры теплохода. Выставка проходила в рамках культурной программы дирекции Волжского пароходства «Волгофлоттур». Впервые в истории проведения выставок совершен круиз по реке Волге с передвижной выставкой художественных работ. С экспозицией получили возможность ознакомиться жители Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.

Сентябрь — Самара, выставочные павильоны галереи «Виктория».

Октябрь — Волгоград, Волгоградский музей изобразительного искусства.

Ноябрь — Коломна, Культурный центр «Дом Озерова».

Декабрь 2007 г. — январь 2008 г. — Московская обл., Государственный музей-усадьба «Архангельское».

  • 2008 г.

Февраль-март — Санкт-Петербург, Елагиноостровский дворец-музей, выставочный комплекс Конюшенного корпуса.

Февраль-март — Гомель, Республика Беларусь, картинная галерея Г. Х. Ващенко.

Апрель-май — Будокошелево, Республика Беларусь, картинная галерея им. Е. Е. Моисеенко.

Июль-август — Брянск, Республика Беларусь, Государственный музейно-художественный центр.

Цветные вкладки к статье Александра Вишневского

В. И. Братанюк. «В раздумьи» (Солистка балета Анастасия Колегова) х. м., 55×40, 2008 г.

Н. Н. Лукашук. «Дорога в сельмаг», карт. м., 39×50, 2006 г.

Н. С. Вишнякова. «Садко у царя морского», бумага, раскр. офорт, 21×31, 1999 г.

Ю. В. Белозерский. «Ландшафт, опознаваемый на высоте границы с акустическим вакуумом», х. м., 94×130, 1998 г.

Т. Л. Лушникова. «Деревня Нюхча», х. м., 60×80, 2003 г.

Н. О. Вострецова. «За святым писанием» (Данила), х. м., 60×80, 2007 г.

О. А. Еремеев. «Порт в Сибири», х. м., 47×67, 1959 г.

О. А. Ивашинцова. «Сашок», тон. дерево, 85×20×25, 2002 г.

В. П. Губанов. «Заброшенный пруд», х. м., 1999 г.

В. В. Губин. «Натюрморт с ромашками», х. м., 1996 г.

А. Г. Кривичанина. «Портрет Виктории», х. м., 2005 г.

С. Д. Кичко. «Река времени», х. м., 180×160, 1999 г.

Скачать статью

 

 

 


Скачать цветные вкладки к статье, прилагаемые в печатном издании альманаха