Сергей Маньков. «Маньчжурский дневник» Г. А. Ивашенцова. Предисловие к публикации

1,310 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

 «МАНЬЧЖУРСКИЙ ДНЕВНИК» Г. А. ИВАШЕНЦОВА.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

В 2014 году исполнилось 110 лет со дня начала Русско-японской войны 1904-1905 годов. Столкновение двух империй за раздел сфер интересов в дальневосточном регионе оказало большое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику каждой из противоборствующих стран. Исто­щив людские и материальные силы, тяжёлая и затяжная война, развернув­шаяся на удалённых территориях, с одной стороны, спровоцировала ре­волюционные беспорядки и волнения внутри России, а с другой стороны, на многие десятилетия разожгла притязания Японии на доминирование в Восточной Азии (Корее, Маньчжурии и Китае).

Русско-японская война, овеянная победами и поражениями на суше и на море, примерами отчаянной храбрости, стойкости и героизма, продемонстрированными воинами обеих армий, как и любое вооружённое противостояние, имела и «обратную» сторону. На этой войне в экстре­мальных условиях проявлялись различные черты человеческого характера, заставлявшие совершать положительные и отрицательные поступки, нрав­ственные и аморальные действия со стороны лиц, которые ещё вчера были простыми и мирными обывателями.

Несмотря на обилие мемуарной литературы и научных исследований, опубликованных за минувший век, в научный оборот до сей поры введены далеко не все свидетельства о той войне. К такой категории источников относится «Маньчжурский дневник» Г. А. Ивашенцова.

Автор «Маньчжурского дневника», будущий выдающийся российский и советский врач-инфекционист профессор Глеб Александрович Ивашенцов (27.02.1883-9.12.1933), родился в Санкт-Петербурге в древней дворянской семье. Его отец, Александр Петрович Ивашенцов, был крупным судебным чиновником, членом Санкт-Петербургского окружного суда, а также автором нескольких книг по теории охоты, фотографированию и спорту. Мать, Александра Петровна Родионова (1856-1939), происходила из военной семьи.

В 1901 году Г. А. Ивашенцов окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию с серебряной медалью. Наставником класса, где он учился, был директор гимназии, действительный статский советник и известный поэт Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909). По окончании гимназии Глеб Ивашенцов пожелал овладеть профессией врача, для чего, первым в истории своего рода, поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. В стенах этого учреждения свободолюбивый юноша, заражён­ный духом вольнодумства, столь характерного для образованной обще­ственности начала XX столетия, сблизился с социал-демократами. Увлек­шись идеями социализма и революционности, в 1904 году Г. А. Ивашенцов принимает участие в «незаконной антиправительственной сходке», за что исключается из академии по распоряжению начальства.

Чтобы иметь возможность закончить академию, Ивашенцов был вы­нужден отправиться помощником врача в санитарные отряды Российско­го общества Красного Креста на Маньчжурский фронт Русско-японской войны 1904-1905 годов, где находился восемь месяцев. В это время он ведёт дневниковые записи, выдержки из которых публикуются ныне в альманахе «Русский мiръ».

Несомненно, что «Маньчжурский дневник» является довольно пред­взятым источником. В значительной его части угадываются левые полити­ческие воззрения Г А. Ивашенцова. Находясь в прифронтовой полосе, он жаждет народных волнений, потрясений и революционных преобразова­ний в тылу. Будучи горячим молодым человеком, он выражает оппозицион­ность власти, глубокий скепсис ко всему происходящему вокруг него, от­мечает «ненужность» этой войны. В тоже время подобный взгляд помогает ему честно рассказывать о неблаговидной стороне войны: мародёрстве, моральном разложении и злоупотреблениях; особо чутко ощущать уныние и безысходность, охватившие значительную часть воюющей армии.

«Маньчжурский дневник» — это впечатления гражданского, сугубо мирного человека, вырванного из привычной среды и помещённого в незна­комую обстановку. Рефреном проходят мысли и воспоминания Ивашенцова об оставленном доме, семье и друзьях, помогающие сохранить ему душевное равновесие. Сострадание к раненным и погибшим, а также глубокий эмо­циональный эффект, заставляют автора высказывать поистине пророческие мысли о социальных и общественных процессах, грядущих в будущем.

Сергей Маньков. «Маньчжурский дневник» Г. А. Ивашенцова. Предисловие к публикации.// «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 9, страницы 331-332

Скачать текст