Поделиться "Ольга Щербинина. О Домне Жунтовой-Черняевой и её романе «Барщина»"
2,103 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Ольга Щербинина. Культуролог, публицист, эссеист. Родилась в Екатеринбурге (тогда ещё Свердловске), где окончила факультет журналистики Уральского государственного университета и работала в художественных программах на радио и телевидении в качестве автора и ведущей. Публиковалась в журналах «Уральский следопыт», «Урал», «Русская речь», «Народное творчество»; в газетах публиковала статьи о театре, кино, на общественные темы. В 1990-е годы работала собкором по Уралу и Сибири исторического журнала «Родина» (несколько десятков публикаций по народной культуре и фольклору). С 2001 года постоянно живёт в Санкт-Петербурге; публикуется в журналах «Нева», «Живая старина», газете «Невское время» и др. Автор культурологических книг «Символы русской культуры», «Архетип веры», нескольких сборников рассказов и эссе: «Хрупкая вселенная», «Перед зеркалом», «Прогулка в июле», «Зрелое и зелёное». Подготовила ряд публикаций творческого наследия своей бабушки Домны Ефимовны Жунтовой- Черняевой.
К 150-летию со дня отмены крепостного права в России
Домна Ефимовна Жунтова родилась в 1893 году в деревне Ярошевщина под Смоленском в большой крестьянской семье. У неё были младшая сестра и десять младших братьев, которых она помогала растить. Мать Домны Ефимовны Кристина не знала своих родителей, и в семье сохранилось предание о том, будто она была незаконной дочерью пана Новосельского. Это обстоятельство немаловажно: Домна Ефимовна впоследствии с глубокой личной заинтересованностью сделает тему барских внебрачных детей центральной в своём романе «Барщина».
С детских лет Домна — Доня, как её звали в детстве, — считала заботу о детях святой обязанностью и впоследствии почти всю жизнь работала с детьми — в детских яслях и садах.
Другой страстью Домны Жунтовой стало преклонение перед Словом, писательством. Чуть ли не украдкой она закончила три класса церковноприходской школы, но учиться дальше ей не довелось. Зато всю жизнь Домна Ефимовна много читала, и в доме были и Толстой, и Достоевский,
В городе Лепсинске Домну Ефимовну выдали замуж в зажиточную семью Черняевых, где в 1910 году она родила дочь Грушеньку (Агриппину). Муж Василий Филиппович Черняев был участником Первой мировой войны, а в годы Гражданской войны примкнул к атаману Анненкову и сгинул бесследно. Домна Ефимовна говорила об этом всегда глухо, с недомолвками: признаваться в том, что муж находился среди белых, было опасно. Все Черняевы стояли за белых, все Жунтовы — за красных. Раскол. Домна Ефимовна, беззаветно преданная своей родной семье и воодушевлённая верой в светлое будущее народа, покидает семью Черняевых.
Вторым её мужем стал Александр Никифорович Сидоров, уроженец Тюмени. В конце 1920-х годов, во времена ТОЗов, он организовал Товарищество по обработке земли в селе Тугулым. Деятельность товарищества была очень успешной: выписывались из-за границы племенной скот и семена, резко повысились урожаи зерна. Но ТОЗы были разогнаны в конце 1930-х годов. В 1938 году А. Н. Сидорова арестовали — пресловутая «тройка» по статье 58 вынесла приговор «десять лет без права переписки», что означало расстрел. Но Домна Ефимовна не знала о том, что муж её расстрелян, и долгие годы продолжала надеяться, обивая пороги и прося о свидании с мужем в надежде поддержать его, сказать, как она его любит и что будет ждать сколько угодно, сохраняя верность. Жёлтая бумажка о посмертной реабилитации А. Н. Сидорова поставила точку.
Во время Великой Отечественной войны Домна Ефимовна работала в детских яслях в городе Свердловске, где жила её дочь, а моя мама Агриппина Васильевна, также вдова безвинно расстрелянного мужа (его взяли в 1937-м по «делу Пятакова»). Домна Ефимовна самоотверженно отдавала себя детям, изобретая целебные отвары и спасая голодных детишек от рахита и прочих болезней.
Она заслужила грамоты, благодарности и проч. Во время войны Домна Ефимовна много времени отдавала работе в госпиталях: выступала там со своими стихами и даже наряжалась Дедом Морозом; сама мастерила отличные костюмы (она умела и шить, и вышивать, имела отличный вкус и всегда прекрасно одевалась).
Во время войны Домну Ефимовну постигла ещё одна тяжкая утрата: она получила похоронку на сына Васеньку Сидорова, погибшего в танке под Прохоров- кой. 17-летний Вася Сидоров пошёл на войну добровольцем со словами: «Раз папка „враг народа“, я докажу, что мы патриоты своей Родины». Васятка был подкидышем, «богоданным», как пишет Домна Ефимовна в своём объёмистом Дневнике. Васю взяли грудным младенцем и воспитали как своего, так что он и не знал, что подкидыш (пока не позаботились «просветить» его на этот счёт «добрые люди»). Васю мать ждала почти до последних дней своей жизни, не желая верить в его смерть. Часто можно было слышать любимую присказку:
«Вот вернутся папка и Вася…»
Судьба подкидышей всю жизнь горячо волновала Домну Ефимовну, что так выпукло и ярко отразилось в её романе.
После войны, в 1950-е годы,
Домна Ефимовна отправилась в село Тугулым «допокоивать» одинокую тётку своего расстрелянного мужа — бабу Душу Чусовитинову (полное её имя, к сожалению, не сохранилось в моей памяти). Баба Душа была «двое- данкой», то есть староверкой, однако мою истово верующую православную бабушку это не смущало; она любила повторять: Бог один, только пути к нему разные. По смерти бабы Души Домна Ефимовна окончательно возвращается к нам с мамой в Свердловск (ныне Екатеринбург).
…Сколько себя помню, моя бабушка всегда что-то писала в школьных тетрадках, склонясь над старинным дубовым столом. Жила она в такое время, когда для творчества оставались лишь малые крохи, которые приходилось урывать у собственного отдыха и сна. Но каждую вырванную минуту она посвящала писательству. Много она написала стихов — пятилетним ребёнком в детском саду я, помню, декламировала: «Сидит белка на сосне, улыбается весне.» — и заключала: «Написала бабушка».
Самым заветным писательским трудом Домны Ефимовны был роман «Барщина», в котором она мысленно возвращалась в своё детство, мечты и были родной русской старины. Домна Ефимовна уходила с головой в своё писательство. Однако стоило кому-то войти в комнату — работа прерывалась, тетрадка, сшитая нитками из десятка тонких тетрадок, исписанных большими неуклюжими буквами, захлопывалась; творчество требовало тишины и тайны — и бабушка, довольная, восклицала: «Как закончу, вот будет роман!» И в самом деле.
Сложная, исполненная драматизма история семьи крепостных крестьян, живущих «за барской стеной», — со множеством сюжетных линий, ответвлений, отступлений и новелл — рисует картину не только быта, но и психологии, верований, чаяний наших дедов из далёкого прошлого. Роман основан на устных преданиях, бытовавших в среде крестьян усадьбы пана Новосельского вблизи Смоленска, но автор обогатила и расцветила повествование собственными наблюдениями и раздумьями, творческой фантазией и горячим личным чувством. Судьбы подневольных девушек перекликаются с собственной трагической судьбой Домны Ефимовны. Как и героини «Барщины», Домна Ефимовна не пала духом и спасалась тем, что всю жизнь делала добро. Вот ещё пример: в годы войны за ударную работу в детских яслях Домна Ефимовна была награждена овечкой. И что же? Моя святая бабушка подарила овечку соседке, у которой на руках было шестеро маленьких детей.
…Как же мне больно, что Домна Ефимовна не увидела своего большого литературного труда изданным при жизни — я смогла осуществить её мечту только после перестройки, да и то крохотным тиражом. Но верю, что «Барщине» суждена долгая жизнь: в переизданиях, неизбежных экранизациях захватывающей истории крестьянской любовной пары — со сложным сюжетом, который разворачивается на фоне старины с её помещиками, дикими нравами и благими порывами. С интереснейшими вставными эпизодами о каторжниках и разбойниках, о барчуках злых и добрых, о скоморохах и даже о декабристах.
…Умерла Домна Ефимовна 84 лет от роду, на несколько лет пережив свою дочь, живя со мной в Свердловске. Отошла она мирно и — в буквальном, а не переносном смысле — с Евангелием в руках.
Рукописный оригинал романа «Барщина», как и некоторые другие документы Д. Е. Сидоровой (Жунтовой-Черняевой по первому браку): письма Васи Сидорова, «похоронка», справка о посмертной реабилитации А. Н. Сидорова, трудовая книжка Д. Е. Сидоровой со вписанными благодарностями, а также фотографии, — хранятся в Рукописном отделе Пушкинского Дома.
Для данной публикации выбраны первые четыре главы романа со вставной «Сказкой про Елизавету Добрую». При подготовке текст приведён к современной пунктуация и орфографии (за исключением некоторых грамматических особенностей). Пояснения от составителя и небольшие сокращения даются в квадратных скобках.
Предлагая альманаху «Русский міръ» фрагменты романа «Барщина», надеюсь, что он найдёт своего благодарного читателя.
- Публикации Д. Е. Жунтовой-Черняевой (Сидоровой). Все тексты Д. Е. Жунтовой-Черняевой подготовлены к публикации и прокомментированы О. Г. Щербининой.
- Жунтова-Черняева Домна. Народные мемуары. «Впереди — воля и белый хлеб»: Столыпинское переселение глазами смоленской крестьянки// Родина. 1994. № 6. С. 44-49. Жунтова-Черняева Домна. «Новое поколение поймёт, как мы страдали.»// Родина. 1994. № 7. С. 48-53.
- Жунтова-Черняева Д. Е. Барщина: Народный роман. Екатеринбург, 1999.
- Сидорова Д. Е. Фрагменты Дневника// Живая старина. 2000. № 4.
- Сидорова Д. Е. «И сказки волшебные оживут.». Фрагменты Дневника за 1905 год// Живая старина. 2007. № 1.
- Сидорова Д. Е. «Думы летят кверху — мечты падают в пропасть.»: Из Дневника за 1906 год// Живая старина. 2007. № 4.
- Сидорова Д. Е. Рассказ Никтитки// Живая старина. 2005. № 2.
Ольга Щербинина. О Домне Жунтовой-Черняевой и её романе
«Барщина». //«РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 6, страницы 323-327
Скачать текст