Поделиться "Надежда Рогожина. «Литейный театр» в Фонтанном доме. 100 лет театральной жизни"
4,331 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Надежда Рогожина, заместитель директора театра «На Литейном», учредитель Фонда «Мир искусства», преподаватель ГУКИ СПБ, автор и ведущая передач на Радио «Град Петров»
Бог сохраняет всё
девиз рода Шереметевых
В истории русского театра есть много славных имён, память о которых жива, именно она составляет живую ткань традиций, гордость культуры и вызывает любовь грядущих поколений. Но как быть, если, как говорится, волею судеб, не менее достойные имена выдающихся деятелей театрального искусства были забыты или вычеркнуты из золотой книги российской культуры, готовы ли мы воздать им должное?
Создание Литейного театра
17 января (по новому стилю) 1909 года в доме графа Шереметева — на Литейном проспекте 51 — открылся частный Литейный театр с труппой В. А. Казанского. Открытие общедоступного театра в Фонтанном доме знаменовало торжество любви к театральному и музыкальному искусству, традиционно присущей его обитателям.
Граф Сергей Дмитриевич Шереметев — внук великой русской крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой (графини Шереметевой) был женат на княжне Е. П. Вяземской — внучке поэта П. А. Вяземского. Граф любил изящные искусства, но посвятил себя исторической науке, археологии, являлся почетным членом Академии наук, осуществлял большую общественную деятельность. Кроме того, на нём лежали серьёзные семейные обязанности (Сергей Дмитриевич был отцом шестерых детей) и еще он был попечителем Странноприимного дома в Москве. Содержание Фонтанного дома — Санкт-Петербургской городской усадьбы — обходилось ему не менее 23 тысяч рублей ежегодно. В конце ХШ века, в связи с финансовыми затруднениями, граф принял решение о её переустройстве: она была разделена на две части — Литейную (доходную)и дворцово-парковую — Фонтанную. На Литейном проспекте появился сначала доходный дом № 51, потом двухэтажные торговые павильоны Шереметевых — дом 53 (инженер М. В. Красовский). Кстати сказать, в 30-е годы ХХ века Красовский надстроил здание ещё на три этажа. Начало ХХ века знаменовалось стремительными переменами в жизненном укладе, наука и техника преобразовывали быт. В 1908 году Шереметевский манеж и конюшенный флигель (постройка Д. Кваренги) по проекту инженера А. А. Максимова переоборудовали в театр. Акт Городской Управы от 22 декабря 1908 года гласит (материалы ЦГИА СПБ): «В доме 51 по Литейному проспекту (участок Литейной части), был произведен осмотр театрального зала со сценой, при чем оказалось, что:
- зала и обслуживающие помещения устроены по плану, утвержденному Городской Управой 4 декабря за № 9384, и техническим отделением Градоначальника 16 декабря с.г. за № 178.
- Зала находится в 1 этаже бывшего манежа, в одноэтажном каменном дворовом флигеле со сценою и оркестрами, партером с десятью ложами, балконом, с надлежащими выходами и уборными, согласно утвержденному плану».
Так в старинном манеже Фонтанного дома появился современный театр, который стали сдавать в аренду.
Театральная мозаика
Первоначально руководство Литейного театра предполагало ставить на своей сцене одноактные пьесы и использовать репертуар парижского театра «Гран Гиньоль». Theatre du Grand-Guignol — что буквально означает «большое кукольное представление» — был назван по имени популярного персонажа французского театр кукол Гиньоля. С 1898 года по 1914-й Макс Морей превратил «Театр Гран Гиньоля» в «Дом ужасов», его репертуар изобиловал пьесами с участием маньяков и людей «с особыми вкусами». Невидимый, но ощутимый, страх становится главным театральным героем. Он демонстрировался в «Гран Гиньоле» в бесчисленных вариациях: страх перед пролетариатом, страх перед неизвестностью, страх перед заражением, катастрофой… Чтобы дать зрителям передохнуть от напряжения, кошмары и драмы сменялись комедиями. Публика могла утешиться пьесами вроде «Толстушка Адель» или «Эй, кокотка!». Парижский театр просуществовал до середины ХХ века, но первая, а потом и вторая мировые войны превзошли все воображаемые ужасы «Гран Гиньоля».
Литейный театр оказался намного жизнеспособней. Первой же зимой и в следующем осенне-зимнем сезоне к названию «Литейный» приписывали: «Театр сильных ощущений». Но уже в октябре 1909 года афиши добавляли: до десяти вечера — сильные ощущения, с половины одиннадцатого — веселый жанр. Ужасающие пьесы постепенно исчезли из репертуара. В сезон 1910/11 годов появилось новое добавочное название: Театр новинок, идущих на всех европейских сценах. Однако в следующем сезоне 1912 года он переименовался в «Мозаику». Елизавета Александровна Мосолова, арендовавшая помещение театра, считала, что она открыла новый жанр и назвала театр «Мозаикой». «Мозаика» являла, очевидно, уже ту стадию, за которой последовало кино и телевидение. Так, одному из критиков в миг внезапного озарения открылось, что он и его современники, может быть, являются очевидцами рождения какой-то новой культуры, контуры которой ещё туманны: «Будущий зритель, не вылезая из халата и не сходя с кушетки, нажмет в своем кабинете кнопку, и театр явит ему свое искусство — оперное или комедийное». Так и есть — современное кино и телевидение используют принцип «перемен», «микса» как основополагающий, необходимый для коммерческого успеха, не говоря уже о том, какое место заняли «фильмы ужасов» в системе кинопроизводства!
В 1909 году в Литейном театре поставил одну из «пьес ужаса» Всеволод Мейерхольд. Она называлась «Короли воздуха и дамы из ложи» по рассказу Г. Банга. Премьера «сенсационной трагедии из цирковой жизни» состоялась 19 февраля. В следующем сезоне Мейерхольд инсценировал еще одну мелодраму — «Теракойя», переделанную им из японской пьесы «Жизнь за царя» Идзумо.
Большое место в репертуаре Литейного театра занимали комедии Теффи и Бернарда Шоу, пьески и инсценировки рассказов А. Аверченко — «Адвокат», «Двойник», «Новогодняя Пасха», «Рыцари индустрии» и многие другие.
Театр был тесно связан с деятельностью знаменитого Литературного Общества. На его сцене 10 марта 1909 года с благотворительной целью были поставлены «Ночные пляски» Федора Сологуба, под руководством Николая Евреинова, в исполнении любителей из среды литераторов и художников. «Ночные пляски королевн» в подземном царстве в постановке Михаила Фокина.
В том же месяце, в связи с болезнью антрепренера, управление перешло к Е. А. Мосоловой. Эта женщина, имевшая дворянское происхождение, была директрисой, премьершей и любимицей публики. Одна из первых в северной столице она приобрела киноустановку. Зрители могли видеть не только спектакли, но и немое кино. К выдающимся сценическим партнерам Е. Мосоловой критики причисляли комедийного актера Ф. Курихина и характерного Э. Гарина. Среди зрителей театр Е. Мосоловой пользовался репутацией театра «специального актерского мастерства». Но здесь работали и многие знаменитые художники, выдающиеся режиссеры и музыканты, поэты Серебряного века.
В 1912-15 годах театр действовал под именем «Литейного интимного», управляемого актером и режиссером Б. С. Неволиным. Режиссер Неволин хотел создать театр миниатюр особого рода, рассчитанный на «тонких ценителей искусства». Он привлек к сотрудничеству Т. Щепкину-Куперник, Ф. Гейера, М. Кузьмина, В. Рышкова, Ю. Беляева. От А. Н. Чеботаревской, жены Ф. К. Сологуба, Б. С. Неволин получил и поставил пьесу «Принц карнавала». Ю. Э. Озаровс- кий инсценировал басню Крылова «Квартет» и осуществил её постановку с музыкой В. И. Ребикова и декорациями А. А. Радакова. Звездой театра являлся И. К. Самарин-Эльский — в дальнейшем видный советский актёр и режиссер. Примой была любимица богемного Петербурга, подруга Анны Ахматовой, актриса и танцовщица Ольга Глебова-Судейкина. Балет-пантомима «Козлоногие» (музыка И. А. Саца), поставленный Б. Романовым для Глебовой-Судейкиной в Литейном театре миниатюр, имел скандальный успех. Танец Козлоногой исполнялся актрисой и в «Бродячей собаке». В театре на Литейном находили приют те, кому неорганично было существование в казенных театрах и те, в ком зрело тяготение к «новым формам», воплотившимся в модерне. Сюда перешла компания актеров, олицетворявших столичную богему и ночные бдения в «Бродячей собаке» — Б. Козароза, О. Антонова, В. Климова, В. Сафронов. Как считали театральные критики того времени, «стиль театра А. М. Фокина, к формированию которого был причастен и Б. С. Неволин, стал и стилем театра на Литейном проспекте». Тогда же были поставлены комедии «Хирургия» по рассказу А. П. Чехова с актером Ф. Курихиным и «Весёлая смерть» Н. Евреинова.
С 1910 года в Литейном театре работал актер, режиссер, драматург Евстигней Афигногенович Мирович (Дунаев) — в советское время крупный деятель белорусского театра, создатель театра Ивана Купалы в Минске, народный артист СССР. Всероссийское признание снискала комедия Мировича «Театр купца Епишкина», герой которой даже стал нарицательным понятием. 1 апреля 2009 года исполняется 95 лет со дня выхода в свет спектакля-пародии Е. А. Мировича «Кинотеатр миниатюр», премьера которого состоялась в 1914 году. Так же как и «Театр купца Епишкина», спектакль имел оглушительный успех.Не меньшей популярностью пользовалась постановка «Вова приспособился» (1915 г., режиссер Б. Неволин), которая повествует о комических похождениях мобилизованного в армию «маменькиного сынка». В дальнейшем драматург пишет серию: «Вова в отпуску» — 1916 г., «Вова-революционер» — 1917 г., «Вова уже в деревне» — 1918 г. Автор использовал юмор ситуаций, контрасты «образованного» и простонародного языка, романтики и быта. Возможно, что именно эти пьесы Мировича послужили началом знаменитых анекдотов про Вовочку, бытующих в петербургском фольклоре по сегодняшний день.
В первое десятилетие существования Литейного театра на его подмостки выходили самые разные коллективы, а в 1915 г. с 4 по 13 мая на Литейном прошли гастроли Студии Московского Художественного театра, под управлением К. С. Станиславского. Публике были показаны спектакли: «Калики перехожие», «Гибель надежды», «Сверчок на печи». В том же 1915 г. здесь выступала и исполняла романсы Н. Г. Тарасова.
В годы первой мировой войны, вплоть до 1917 года, в Литейном театре работало много талантливых актеров — Садовская, Юрьева, Гарин, Кури- хин, Домогаров, Райд, Новгородцев, Кудрявцев и другие.
На закрытие зимнего сезона 1917 года в первом отделении играли пьесу Е. А. Мировича «Вова-революционер». Во втором отделении шел «гротеск в 2-х картинах» — «Крах Торгового дома Романов и К». 1 мая 1917 года на открытие летнего сезона зрители увидели премьеру — комедию Поля Раво «Любовный кавардак». В антрактах играл Великорусский оркестр.
Революция
Большевики начали проводить свою культурную политику решительно. Сразу после революционного переворота Мосолову, арендовавшую театр, ‘‘попросили’’ освободить помещение. Однако зданием все же пользовались различные труппы. Так на подмостках Литейного театра появился скандальный, с точки зрения новых властей, спектакль «Коммивояжер свободы» — режиссер Н. В. Петров, в исполнении актеров бывшего императорского Александринского театра. Премьера состоялась 16 декабря 1917 года. 2 января 1918 года, во время очередного спектакля, в Литейный театр прибыл комиссар Первого Литейного района и удалил публику. Увы, Литейный театр не вписывался в новую эпоху.
После революционных событий 1917 года и смерти графа С. Д. Шереметева (1918 г.) положение Фонтанного дома оказалось довольно сложным.На территории Фонтанной части усадьбы был создан Музей дворянского быта, но ненадолго. С июля 1925 года бывший Шереметевский дом-музей становится частью Русского музея, в галерейном флигеле были устроены квартиры его сотрудников. Начиная с 1929 года все ценности Шереметевых были постепенно вывезены из дворца, а мебель и убранство залов попали в различные советские учреждения или в частные руки. В начале 20-х годов Литейную — доходную часть Фонтанного дома городские власти передали жилищному товариществу. Квартиры дома 51 по Литейному проспекту «уплотнялись» и сдавались в аренду, в торговых рядах были устроены склады военно-инженерного имущества. О бывших владельцах принято было не вспоминать. Можно сказать, что графское происхождение оказало сильнейшее влияние на судьбу Фонтанного дома почти на целый век.
Под занавес уходящей эпохи…
В 1919 году в Литейном театре была поставлена трехактная пьеса- сказка для детей «Дерево превращений» Н. С. Гумилева. Ставил спектакль К. К. Тверской, а роли исполняли актеры студии В. Мейерхольда. «Дерево превращений» открыло театральный сезон 6 февраля 1919 г. Пьеса шла ежедневно почти весь февраль. Анна Ахматова в это время была в Москве, но, как следует из её поэм «Реквием», «Без героя», поэтесса не раз посещала Литейный театр, не говоря уже о том, что она прожила в галерейном флигеле Фонтанного дома около 30 лет. Расстрел поэта в 1921 году добавил ещё одну трагическую страницу не только в книге её судьбы и Серебряного века поэзии, но и Золотого века русского театра. В то время многие выдающиеся представители русской культуры покинули Родину навсегда. И все же театр, как явление культурной жизни северной столицы, увлеченный импульсом новых идей, но своими корнями уходящий в традиции русского классического театра, имевший актерскую, режиссерскую, художественную и музыкальную школы, не исчез, а оказал сильнейшее влияние на весь облик советской и мировой культуры ХХ века.
С 1919 года название «Литейный театр в Фонтанном доме» стало исчезать.
С рук на руки или из рук в руки
С 1919 по 1923 год в помещении Литейного театра работал «Украинский театр». Это было время возникновения большого количества национальных обществ, в том числе театров, однако, приоритетными для партии большевиков были идеи интернационализма. К 1925 году национальные театры были ликвидированы практически полностью. С 1923 по 1925 гг.
в помещении бывшего Литейного театра выступали: «Синтетический театр», «Театр современной драмы» и другие коллективы. Часто его использовали как кинотеатр, поскольку еще со времен Мосоловой здесь имелась киноустановка.
В 1925 году на Литейном проспекте, 51 открылся «Ленинградский
Театр драмы и комедии», художественным руководителем которого стал бывший актер Литейного театра И. К. Самарин-Эльский. В это время он получает звание Заслуженного артиста РСФСР.
Передвижники
В 1926 году в театральном здании на Литейном проспекте появился Передвижной театр под руководством Павла Павловича Гайдебурова. Его творческую биографию уже украшали создание актерской студии Палестра, Передвижного и Общедоступного театров. В декабре 1926 года творческий коллектив начал постоянно работать в театральном помещении на проспекте Володарского (бывшем Литейном), 51. Для открытия выбрали пьесу «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. Сам Павел Павлович играл в спектакле Звездинцева. В январе в постановке Гайдебурова вышли сразу два спектакля: «Волчья ночь» Ж. Тудуза и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. В апреле состоялась премьера «Вишневого сада» А. П. Чехова, где режиссер сыграл Фирса. Но самым заметным событием в творческой жизни театра стал спектакль по пьесе М. Жижмор «Бетховен» с Гайдебуровым в главной роли. Премьера состоялась в марте 1927 года и вызвала горячий отклик у зрителей. В 1927 году звание Заслуженной артистки Республики было присвоено Н. Ф. Скар- ской. В 1928 году Гайдебуровым была осуществлена постановка «Джоконды». В Передвижном театре на Литейном проспекте также осуществлялись интереснейшие театральные программы для детей.
Когда и куда исчез Передвижной театр?
В 1928 году, когда передвижники были на гастролях, их помещение и имущество передали ТРАМу, а театр Гайдебурова был преобразован в «Колхозно-совхозный театр». Решением партии передвижников просто выкинули из города в деревню, они лишились своего имени и должны были решать идеологические, а не художественные задачи. Необходимо обратить особое внимание на эту феерическую смену имён, её можно считать особо ценной идеологической находкой! Так Передвижной театр Гайдебурова и Скарской исчез с лица земли.
И все же, даже с вывеской «Колхозно-совхозный театр», передвижники не отказались от своего художественного направления, ими был найден особый стиль литературно-драматических представлений. За несколько лет коллектив осуществил грандиозную гастрольную деятельность и стал впоследствии корнем двух областных театров — Ленинградского областного драматического театра и Ленинградского драматического театра Облисполкома. Сейчас трудно оценить тот огромный вклад, который внесли народный артист СССР, лауреат Государственной премии Павел Павлович Гайдебуров и заслуженная артистка РСФСР Надежда Федоровна Скарская в российское театральное искусство. За годы педагогической и творческой деятельности в студии Палестра, Общедоступном и Передвижном театре, затем в театрах Ленинградской области они сумели создать свою школу, вырастить несколько поколений превосходных артистов, составивших славу ленинградского театра. Одним из учеников Гайдебурова и Скарской был народный артист А. А. Брянцев — основатель знаменитого Ленинградского ТЮЗа. Когда А. Брянцев начал свой путь в искусстве он блестяще воплотил в творчестве идеи своих учителей и тот опыт, который он приобрел в Палестре и Передвижном театре.
Студию Передвижного театра закончили заслуженный артист ГССР А. Энгельгардт и знаменитый советский драматург А. Н. Арбузов. В своих воспоминаниях Арбузов с большой теплотой вспоминает годы, проведенные на Литейном проспекте.
Только после войны П. П. Гайдебуров смог вырваться из-под гнёта ‘‘колхозно-совхозной’’ деятельности. На сцене московского театра им. Вахтангова полностью раскрылись его дарования, которые и были официально отмечены — ему было присвоено звание Народного артиста и лауреата Государственной премии СССР.
Актёрская судьба Н. Ф. Скарской сложилась не так удачно, но все её ученики и последователи признавали выдающиеся педагогические дарования этой удивительной женщины. Как свидетельствуют архивные данные, ученики называли её мамой и всегда относились к ней с уважением. Они чтили ее память так же, как и память П. П. Гайдебурова — её мужа и сподвижника.
Пролетарские театры
В 1928 году здание театра на Литейном проспекте получил ТРАМ. Театры рабочей молодежи вели свое начало от «живых газет» и «синей блузы», очень распространенных в 20-е годы театральных форм, как правило, самодеятельных. Название «живые» точно отражает сущность жанра. Это политобозрения, монтаж инсценированных сообщений, докладов, лекций. Трамовское движение по замыслу его руководителей — это головной отряд самодеятельности, особая, высшая форма самодеятельного искусства, своеобразное проявление «активности рабочего класса и его молодежи на фронте искусства в условиях диктатуры пролетариата». Ленинградский ТРАМ был первым в, так называемом, трамовском движении. Вслед за ним появились театры рабочей молодежи в Баку, Москве, Перми, Иваново-Вознесенске. К 1929 году их насчитывалось уже 60, а к 1932 — 300. Ленинградский ТРАМ пользовался такой же популярностью, как ТИМ — театр им. В. Мейерхольда. В сознании зрителей двадцатых — тридцатых годов ХХ века трамовские спектакли были неотъемлемой частью их собственной юности и молодости страны.
Возглавил ТРАМ энтузиаст новой революционной эстетики М. Соколовский. Спектаклем ленинградцев «Клеш задумчивый» в июле 1929 года началось Всесоюзное трамовское совещание в Москве, на котором выступал с докладом А. В. Луначарский. Сюда же приехал Максим Горький, чтобы увидеть это культурно-политическое явление. ТРАМом всерьез заинтересовался Мейерхольд, считавший, что их новая эстетика близка его театру; он предполагал даже войти в число его руководителей. ТРАМом увлекся Маяковский, с этим театром сотрудничал Дмитрий Шостакович. С 1928 по 1931 годы молодой композитор написал музыку к трем трамовским спектаклям: «Выстрел», «Целина» и «Правь, Британия!».
В начале 30-х годов, исчерпав открытые ресурсы агитационного театра, ТРАМ переживал кризис. Стало постоянным приглашение профессионалов. В 1931 году перекрытия здания на Литейном так обветшали, что играть на сцене стало рискованно. ТРАМ отправился в длительные гастроли по Сибири и Средней Азии, а в театральном помещении некоторое время находился Музей трамовского движения. Потом был проведен ремонт, но сам коллектив уже не вернулся на прежнюю сцену. Вскоре ТРАМ слили с Красным и Новым театрами, создав Театр имени Ленинского комсомола — «Ленком». «Ленком» поселился в новом здании, выстроенном специально для него, сегодня в нём располагается театр «Балтийский дом».
К 1932 году обновлённое здание театра на Литейном было передано Первому рабочему театру Пролеткульта (Л.О.У.ГП.Т). Этот коллектив существовал с 1923 года и возник, как и ТРАМ , из самодеятельных кружков. Наиболее удачным его спектаклем считался «Шлак», поставленный в 1927 году. Пьесы ставились исключительно политические, повествующие о революционной борьбе большевиков: «Турецкая трубка» — о вредительстве на производстве; «Малиновое варенье», «Мертвая зыбь» — о расслоении интеллигенции; «Трамвай благочестия» — о борьбе с сектантами и т. п.
Именно в 1932 году решительно изменился статус городского театра на Литейном проспекте — он перешел под управление Ленинградской области. Несмотря на множество изменений, все его дальнейшие учредители принадлежали к областным структурам.
В том же 1932, при ликвидации Пролеткульта, расформировали и театр. Сохранившаяся часть труппы была «усилена» за счет студии актерского мастерства Л. Вивьена. Во главе нового театра, получившего имя Ленинградского Областного совета профессиональных союзов (Л.О.С.П.С.), оказался Александр Борисович Винер.
Первой премьерой Л.О.С.П.С. стал «Разгром» А. Фадеева. Репертуар нового театра по тематике не очень отличался от репертуара Л.О.У.Г.П.Т, но качество драматургии было более высоким. Винер обращался к русской и зарубежной драматургии: «Гроза» А. Островского, «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Чайка» А. Чехова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Одной из наиболее удачных работ театра стал спектакль «Доктор Мамлок» по немецкой антифашистской пьесе Ф. Вольфа.
В 1933 году Винер осуществил инсценировку «Поднятой целины» М. Шолохова. С самого начала вокруг этого события было много шуму. Пришлось вмешаться самому автору романа, который прислал письмо в Ленинградский областной совет профсоюзов:
Вопрос о постановке «Поднятой целины» (в инсценировке тов. Винера) театром ЛОСПС решен положительно. Я — за пьесу Винера. За вычетом ряда мелочных недостатков и несколько неудобного конца, пьеса Винера хорошо и умело сделана. В сравнении с пьесой Крашенинникова работа Винера бесспорно во много и во много раз талантливее. Это обстоятельство и возбуждает меня расторгнуть договор с Крашенинниковым.
Я с радостью принимаю ваше приглашение присутствовать на премьере и сделаю все возможное, чтобы приехать несколько раньше и посмотреть 1-2 репетиции. Одновременно пользуюсь случаем через ваше посредство передать горячую благодарность ленинградской рабочей общественности — в частности просмотровому пленуму — столь внимательно относящейся к моей работе.
С приветом. М. Шолохов.
18 октября 1933 г. Ст. Вешенская.
С началом войны Л.О.С.П.С. закрылся.
Во время блокады Ленинграда здание на Литейном, 51 было частично разрушено бомбой.
Ученики Гайдебурова и Скарской
В 1940 году был организован Ленинградский областной драматический театр — ЛОДТ. В его труппу влились бывшие работники театра имени Леноблисполкома. Из них большинство старейших и заслуженных работников областной системы были живыми носителями традиций Гайдебуровского театра, которые и передали новому коллективу.
Руководителем и главным режиссером театра стал Заслуженный артист РСФСР Г. И. Гуревич. В годы войны театр не переставал выпускать новые спектакли: 1941 — «За Камой рекой», 1942 — «Русский вопрос» К. Симонова; 1943 — «Лодочница» Н. Погодина; 1944 — «Нашествие» Л. Леонова; 1945 — «День отдыха» В. Катаева, 1945-46 — «Он пришел» Дж. Б. Пристли; 1947 — «Спутники» В. Пановой. Это далеко не полный список постановок театра.
В 1942 году, в связи с эвакуацией работников, театр стал базироваться в Пестове и обслуживал войсковые соединения, входившие в состав Восточного фронта, а также «трудящихся свободной от немецкой оккупации территории Ленинградской области». В 1944 году, с прорывом блокады, театр вернулся в Ленинград. Практически до 1952 года коллектив работал в передвижных условиях, но, по свидетельству старейших актеров театра «На Литейном», коллектив систематически использовал для репетиций театральное помещение на Литейном 51, которое постепенно восстанавливалось. Окончание работ можно отнести к 1956 году.
Коммуналка в театре
Параллельно с вышеизложенными событиями 9 сентября 1944 года, по решению Леноблисполкома был организован новый Ленинградский областной передвижной театр. Неизвестно почему было использовано именно это название, потому ли, что оно казалось привлекательным, или потому, что в нем работали представители гайдебуровских передвижников. Так или иначе, но по замыслу коммунистов-партийщиков он, как и в довоенные времена, был предназначен для обслуживания колхозов, глубинных пунктов Ленинградской области. Передвижной театр был прописан в Тосно. Художественным руководителем являлся А. А. Алексеев, ведущим актером — Н. М. Шмитгоф. В дальнейшем новый передвижной театр сменил название на Ленинградский областной гастрольный театр — ЛОГТ.
В мае 1952 года «Ленинградский областной гастрольный театр» получил стационар в театральном помещении на Литейном проспекте, 51. Несколько лет здесь одновременно шли репетиции двух театров — ЛОДТ и ЛОГТ. «Ленинградский областной драматический театр», практически находящийся в нем, официально получил театральное помещение на Литейном 51 только в 1956 году. 18 мая 1963 года эти два коллектива были реорганизованы в единый «Театр Драмы и комедии». Таким образом вновь вернулось одно из старых названий театра, но канул в лету «Ленинградский областной драматический театр» и все его заслуги военных лет, хотя главным режиссером всё-таки был оставлен Г И. Гуревич.
В 50-е и 60-е годы здесь начинали свою работу многие выдающиеся деятели советского театра — Г. Жжёнов, И. Владимиров (будущий главный режиссер театра им. Ленсовета), М. Папазьян. В тесном сотрудничестве с Г. Гуревичем вступил на театральное поприще молодой Э. Кочергин, ставший впоследствии одним из лучших сценографов второй половины ХХ века.
Шестидесятники
Осенью 1965 года на Литейный проспект в «Театр драмы и комедии» пришел режиссер Е. Шифферс, а с ним «его» актеры — Иван Краско и Юлиан Панич. Им были созданы «Маклена Граса» М. Кулиша в сценографии Э. Кочергина и «Кандидат партии» Александра Крона. В конце 60-х главным режиссером «Театра драмы и комедии» стал Я. С. Хамармер, главным художником — Э. С. Кочергин. Здесь впервые в СССР были осуществлены театральные постановки пьес таких авторов как А. Вампилов и Т. Уильямс.
В эти годы в театре на Литейном проспекте дебютировали будущие мастера российской сцены. Ефим Падве поставил в театре «Веселый тракт» Васильева, «Чудаки» М. Горького, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса; «Синие дожди», «Свидание в предместье», «Старший сын» А. Вампилова. Лев Додин работал над «Розой Берндт» Г. Гауптмана в декорациях Л. Михайлова, и над «Недорослем» П. Фонвизина. Первым спектаклем К. Гинкаса в Театре на Литейном была постановка «Последних» М. Горького. Затем режиссер осуществил постановки спектаклей «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова в сценографии Э. Кочергина и «Царствие земное». Спектакль имел большой успех и высокую оценку критики. Главные роли исполняли — Татьяна Ткач, Вадим Ермолаев и Виктор Беловольский.
Перестройка
Конец восьмидесятых, годы перестройки, изменили политику государства, что повлекло за собой кардинальные перемены в культурной жизни страны. Это способствовало возрождению Фонтанного дома. Из Шереметевского дворца выселили Институт Арктики и создали в нем Музей музыки, началась реставрация дворцовых интерьеров. По решению городских властей, в той части галерейного флигеля Шереметевского дворца, где в советское время жила Анна Ахматова, в 1989 году был создан мемориальный музей А. А. Ахматовой. Фонтанный дом начал получать статус историко-культурного памятника. Положение театра изменилось не так значительно.
В 1991 году со спектакля «Скупой» Геннадия Тростянецкого начался новый виток его истории.
На петербургских афишах появилось название — «Театр на Литейном», таким оно является и сегодня.
Приказом комитета по культуре Ленинградской области № 41 была утверждена новая редакция Устава: Ленинградское областное государственное учреждение культуры Драматический театр «На Литейном».
ХХІ век
С 1997 года художественным руководителем театра «На Литейном» стал Заслуженный деятель искусств России А. В. Гетман. Отказ от института главного режиссера повлек за собой активное привлечение в театр не только маститых, но и молодых постановщиков. В 1998 году спектакль Ю. Клима «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила получил Высшую национальную премию «Золотая маска» в номинации «Приз критики». В 2000 году постановке Г. Козлова «Лес» по пьесе А. Н. Островского была присуждена Государственная премия. В 2001 году спектакль «Потерянные в звездах. Lost in the stars» в постановке Г. Дитятковского получил «Золотую маску» сразу по двум номинациям — «Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая работа режиссера в драматическом театре». В рамках нового проекта театра — «Мастерская Театра на Литейном» — первый же спектакль — «Эдип-царь» принял участие в XII международном театральном фестивале «Балтийский дом». Режиссер-постановщик А. Прикотенко стал лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая режиссёрская работа», и получил специальный приз жюри Дэвиса в спектакле «Сторож» «Золотая маска».
«Золотым софитом» в 2006 году была отмечена работа мастеров старшего поколения — народн. арт. России, Лауреата Гос. премии Т. Д. Ткачи засл. арт. России Е. Я. Немзер. Они получили высшую театральную премию в номинации «Лучший актерский дуэт» (спектакль «Театр химер»). Опера-буфф «Пышка» в постановке заслуженного деятеля искусств России В. Пази, стала лауреатом национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая сценография». Новые премьеры театра приносят новые награды. В 2008 году актриса театра П. Воронова получила приз зрительских симпатий — премию общества «Театрал» за главную роль в спектакле «Счастье мое» (постановка В. Рыжакова). Театр «На Литейном» постоянный участник региональных и международных проектов, проводимых международным театральным фестивалем «Золотая Маска» и «Лучшие спектакли «Золотой Маски» в городах Таллинн, Омск, Ростов-на-Дону, Ярославль, Челябинск. В марте 2008 года на ХШ Русском фестивале искусств в Марселе театр показал спектакль «Пышка».
Гордостью театра можно считать творческие работы знаменитых народных артистов России, лауреатов Государственной. премии — Т. Ткач, Т. Щуко, Е. Меркурьева.
Резюме
Официально считается, что Драматический театр «На Литейном» открылся в 1944 году. Но факты свидетельствуют, что это не единственная точка отсчета, на которую можно ссылаться. При такой богатой биографии исторически обоснованной является реальная дата открытия театра по адресу Литейный проспект, дом 51 в январе 1909 года.
За сто бурных лет здесь нашли творческий приют самые разнообразные театральные коллективы. И все же есть вещи их прочно объединяющие: само место и те экспериментальные поиски, которые продолжались целый век.
Удивительнее всего, что никто так и не смог переломить эту тенденцию, и никакие превратности судьбы не иссушили здесь источника театральных идей, не изгнали дух лицедейства, не прекратили жизнь искусства. Волей-неволей Литейный театр в Фонтанном доме стал свидетелем и зеркалом эпохи, и в этом его уникальность. Знакомство с ним ещё раз показывает, что историческая справедливость состоит в признании заслуг всех деятелей театрального искусства, вдохновенно творивших в этом удивительном месте Петербурга.
Выражаю глубокую признательность Международной Ассоциации «Русская культура», Центральному государственному историческому архиву Санкт-Петербурга, Центральному государственному архиву литературы и искусства Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербургской театральной библиотеке, Музею театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга, Музею А. Ахматовой за поддержку поиске архивных материалов, а также Д. М. Давидович за исследовательскую работу в архивах.
Надежда Рогожина. «Литейный театр» в Фонтанном доме. 100 лет театральной жизни.// «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 2, страницы 10-25